Зулейха Гараева-Багирова: «Здесь посетители могут услышать голос Гара Гараева...» - ИНТЕРВЬЮ 

В начале октября в Баку в Международный день музыки состоялась торжественная церемония открытия Дома-музея выдающегося азербайджанского композитора, внесшего неоценимый вклад в развитие азербайджанского музыкального искусства, педагога и общественного деятеля Гара Гараева.

Гара Гараев – одна из обладавших самобытным редким врожденным талантом личностей, подаренная азербайджанским народом общечеловеческой культуре. Как мастер-новатор он создал многочисленные монументальные произведения в высшей степени гармоничном единстве многовекового наследия древней национальной традиционной классической музыки и самых современных музыкальных форм. Эти восхитительные образцы искусства, отражающие со всем размахом на высоком профессиональном уровне глубокие философские размышления о жизни, человеке и времени, всегда призывают к морально-нравственному совершенству.

Информационно-аналитическая онлайн газета Yenicag.Ru — Новая Эпоха побеседовала с дочерью композитора Зулейхой Гараевой-Багировой, которая рассказала, как создавался Дом-музей, как составлялась его экспозиция, и кто занимался его дизайном.

— Зулейха ханум, расскажите нам про историю создания Дома-музея Гара Гараева, и почему была выбрана именно эта квартира, в которой мы с Вами сегодня находимся?

— Идея создания Дома-музея выдающегося азербайджанского композитора Гара Гараева возникла достаточно давно. В 2008-ом году на 90-летие Композитора г-н президент подписал указ о создании Дома-музея, после чего работа началась. Данная квартира была выбрана не случайно, хотя было несколько вариантов. Именно в эту квартиру наш дедушка, профессор медицины Абульфаз Фараджевич Гараев привел свою невесту, нашу бабушку Сону ханум Ахундову-Гараеву и здесь они провели всю свою жизнь. Здесь родились их дети — Гара и Мурсал, а в дальнейшем и многие из внуков. Поэтому этот семейный очаг можно назвать фамильным гнездом Гараевых, где на протяжении многих лет проживали разные поколения Караевской семьи.

Открытие Дома-музея прошло в торжественной обстановке. На нем присутствовали завотделом по вопросам гуманитарной политики администрации президента Фарах Алиева, министр культуры Абульфаз Гараев, Народный артист СССР, ректор БМА Фархад Бадалбейли, председатель Союза композиторов Азербайджана, Народная артистка, профессор Фирангиз Ализаде, председатель Союза писателей Азербайджана, Народный писатель Анар, Народный артист Азербайджана Фарадж Караев, видные общественные деятели, известные представители искусства, литературы, культуры и науки.

— Из каких источников собиралась экспозиция?

— В Доме-музее Гара Гараева представлены ноты, личные вещи, афиши, программы, фотографии, книги и прочие экспонаты, принадлежавшие композитору. Большинство экспонатов предоставила Алла Байрамова, директор Государственного музея музыкальной культуры Азербайджана. Дом-музей Гара Гараева является его филиалом.

За многие годы Алла ханум собрала уникальную коллекцию экспонатов, относящихся к Гара Гараеву, создав колоссальный ценнейший архив. Он насчитывает, наверное, тысячи экспонатов. В то время, как экспозицию Дома-музея на данный момент представляет около 300 оригинальных документов и фотографий.

Основную часть экспонатов предоставили мы с братом Фараджем. Это и рукописи, и книги, и ноты, и пластинки, и авторучки… Мы сумели сохранить много личных вещей композитора еще с начала 80-х годов прошлого столетия. Алла Байрамова в свою очередь собрала большое количество ценнейшего материала, связанного с жизнью и деятельностью Гара Гараева. Это личные письма, документы, фотографии, афиши, программы, вырезки из газет и многое другое. На основании архивных материалов, находящихся в Музее музыкальной культуры, была издана книга, где фотографии, документы, рукописи, письма расположены в хронологическом порядке.

— Кто занимался дизайном Дома-музея, и как создавалась экспозиция?

— Проект принадлежит известной австрийской компании «Партнер культур», специализирующейся на дизайне музеев, галерей и выставочных салонов. Это большие мастера своего дела, создающие экспозиции современным языком, используя интерактивные методы, мультимедию и прочее.

Они сделали особый акцент на красный цвет, потому что в доме композитора много деталей было именно красного цвета. Например, его письменный стол в бакинском кабинете и рабочее кресло около рояля в Москве были именно красного цвета. Думается, что всё неслучайно, и, как показывает время, всё взаимосвязано и закономерно. Так вот, дизайнеры изучили материалы, находящиеся в хранилище Музея музыкальной культуры, провели колоссальный объем работы, и уже на их основе создали концепцию экспозиции.

Ввиду небольшой выставочной площади, они решили провести тематическое деление по комнатам. Самая большая из них представляет собой маленький зал, задуманный специально для проведения конференций, музыкальных вечеров и других камерных мероприятий. Поэтому там и стоит второй рояль, специально предназначенный для концертов.

Эта комната условно называется «Триумф композитора», ведь именно там отражены все страницы его творчества, каждая из которых выделена отдельным цветом. Красному, который сразу бросается в глаза, отведена центральная часть экспозиции. Это балеты, оперы. Здесь также представлена незавершенная моно-опера «Нежность», мюзикл «Неистовый гасконец» про Сирано Де Бержерака и многое другое. Голубым цветом обозначили музыку к кинофильмам, бежевым — камерно-симфоническая музыка, а серым цветом выделена страница музыки к драматическим спектаклям.

Композитор много работал в Ленинградском академическом драматическом театре имени М.Горького (ныне Российский государственный академический Большой драматический театр имени Г.А.Товстоногова). Он с удовольствием так же работал и в Москве с Назымом Хикметом, с которым поставил несколько спектаклей. Музыка к драматическим спектаклям настолько глубока и самобытна, что фрагменты из нее сегодня исполняются пианистами, как отдельные произведения.

В этой комнате также создана специальная металлическая доска, куда магнитиками прикрепляются все последние новости о творчестве Кара Караева. Это и вновь изданные его произведения, новые программы состоявшихся концертов, афиши, вырезки из газет и т.д. и т.п. Использование магнитов позволит регулярно обновлять содержание доски новостей. Это была интересная задумка Аллы Байрамовой.

— А что касается второго зала?

— Здесь представлены личные вещи композитора, отражено время его детства, его становления, как личности и композитора, а так же учеба в Москве. Немалая часть экспонатов рассказывает о коллегах и студентах Гара Гараева.

В центре экспозиции находится рояль, который стоял в квартире композитора. Долгое время он находился в Музее музыкальной культуры и считается историческим экспонатом, на котором можно играть только в исключительных случаях.

Рядом выставлен папин красный письменный стол, о котором мы уже говорили. На нем стоит папина печатная машинка, которой он постоянно пользовался. Здесь же стоит буфет от нашего столового гарнитура. Остальная часть мебели находятся в Музее музыкальной культуры.

В экспозицию также вошли папины фотоаппараты. Вообще, он увлекался фотографией, и фотоаппарат на плече сопровождал его во всех путешествиях.

— Третий зал – это своего рода семейная родословная?

— Да! Третья комната представляет собой своего рода и мемориал, и рассказ о его потомках. Мы можем здесь найти собственноручные рисунки, созданные композитором для собственных внуков. А так же здесь представлена информация о трех самых любимых людях: это мама Сона ханум, брат Мурсал и супруга, друг и соратник — Татьяна Николаевна.

Здесь также имеются фотографии увековечивания памяти композитора, и еще печальные снимки похорон, на которых присутствовал Г.А. Алиев. Посетители также могут познакомиться с книгой под названием «Гара Гараев. Краткий очерк о жизни и творчестве», изданной на азербайджанском, русском и английском языках. Автор издания — доктор искусствоведения Лала Кязымова.

— А если говорить о самых значимых экспонатах?

— Вообще-то, сложно выделить самые ценные экспонаты, ведь каждый из них по-особенному дорог и значим. В Доме-музее нет ни одной вещи, которая пришла бы со стороны. Например, лично для меня авто ручки, которыми он писал свои произведения, обладают особой значимостью. Ведь именно ими были перенесены на бумагу сочинения. Или печатная машинка, на которой он печатал свои доклады, научные статьи и другие важные документы. Или рукописи? Разве они не менее ценны (улыбается)? Ну, и конечно рояль, клавиши которого, наверное, помнят прикосновение пальцев композитора…

— Ожидается ли появление в Доме-музее новых экспонатов?

— Да, конечно, экспозиция и архив музея будет впоследствии пополняться новыми экспонатами, личными вещами Композитора. Признаюсь, я буквально заболела музейным делом (улыбается).

— Если говорить про особенности Дома-музея Гара Гараева, то сразу бросается в глаза использование современных технологий, мультимедии и интерактивного способа общения с посетителями…

— Вы правы! Данный музей отличается от других домов-музеев. На стене показана хроника важных событий жизни папы. Музей оборудован мониторами и дисплеями, на которых можно получить интересную информацию о творчестве Композитора. Здесь можно не только изучать представленные экспонаты, но и с помощью наушников слушать музыку Гара Гараева, а во второй комнате на стене проецируются реальные кадры из жизни, когда он разговаривает по телефону.

Здесь посетители могут услышать его голос. Это создает свою атмосферу, ощущение, что жизнь продолжается, что он рядом, здесь с нами. Будто он находится в соседней комнате и через мгновение появится на пороге. Этот момент замечают буквально все, кто посетил музей. А ведь тут многое поменялось. Был проведен ремонт, изменен дизайн, нет той мебели, которая здесь стояла тогда. Но дух того времени, наверное, создают стены, впитавшие в себя ту теплую энергетику прошлых лет, когда бабушка впервые переступила порог этой квартиры, когда еще совсем молодой врач-педиатр Абульфаз Гараев лечил больных детей, помогал бедным пациентам. Он был великодушным человеком, каким и должен быть настоящий врач! Да и радостное восприятие жизни и позитивное отношение к ней нашей бабушки ощущается даже сегодня.

Я хорошо помню, как в 50-х годах прошлого столетия бабушка растила нас и занималась нашим воспитанием. Она строила для нас в гостиной корабли из стульев, на которых мы совершали кругосветное путешествие, открывали Америку и воевали с индейцами. Это было так давно, что даже газ еще не был подведен к дому, и у нее на кухне стояли две керосинки, на которых она готовила праздничный плов. Ведь вечером должны были прийти взрослые на Новруз байрамы. Бабушка всегда все успевала, делая со смехом, с большой радостью и полной отдачей. Видимо это настроение радости и доброжелательности осталось в этих стенах… А стены
несут информацию прошлого.

— Как часто в Доме-музее проводятся культурные мероприятия, и расскажите немного про вечер памяти Соны ханум Ахундовой-Гараевой?

— Время от времени здесь планируются проводиться различные мероприятия. Это будут и небольшие конференции, и музыкальные вечера, и презентации книг. Первым таким мероприятием была презентация небольшого издания на трех языках, посвященного 120-летию моей бабушки, матери Гара Гараева – Соны ханум Ахундовой-Гараевой. В тот день экспозиция музея пополнилась еще одним ценным экспонатом, предоставленным известным азербайджанским телеведущим и историком Фуадом Ахундовым, который принес архивную фотографию, на которой 12-ти летняя Сона ханум отвечает урок по геометрии.

У нас в гостях на этом мероприятии было много гостей, азербайджанские писатели, племянник Соны ханум Октай Миркасимов, а так же гости из-за рубежа. Один из них сказал: «Я счастлив, что сегодня оказался на таком прекрасном торжестве. Этот Дом-музей рассказал нам о той глубокой культуре, присущей азербайджанскому народу, который ориентируется на общечеловеческие ценности и достижения». Конечно, мне приятно было услышать такую оценку, ведь нам удалось достичь такого уровня благодаря и вчерашнему и сегодняшнему дню и благодаря руководству нашей страны.

После презентации книги состоялся маленький концерт, на котором выступила Заслуженная артистка Азербайджана Фарида Мамедова, профессор БМА Лейла Мамедалиева и ученики музыкальной школы имени Гара Гараева. Ф.Мамедова исполнила шесть романсов Гара Гараева на слова (рубаи) Омара Хайяма. Это было второе исполнение данных романсов, первое прошло весной в Музее музыкальной культуры. Выбор этих произведений не случаен, ведь эти романсы были написаны Композитором в 1944-ом году, а Гара Гараев проживал в этой квартире до 1946-го года. Поэтому было решено включить именно их в программу этого небольшого концерта.

— Зулейха ханум, спасибо Вам большое за интересную беседу. Мы Вам желаем удачи и успехов в этом важном и ответственном деле.

— Вам спасибо!

Рустам Гасымов

www.yenicag.ru

983
UTRO.AZ
NOVOYE-VREMYA.COM