Воспоминания: «Я работаю над произведением, написав которое, хочу попрощаться с музыкой…»

Информационно-аналитическая онлайн газета Yenicag.Ru (Новая эпоха) представляет вниманию своих читателей новый авторский проект Рустама Гасымова под названием «Воспоминания».

Мы продолжаем знакомить наших читателей с проектом «Воспоминания, когда уходят лучшие», который посвящен ярким азербайджанским личностям, покинувшим этот мир. В рамках данного проекта родственники, друзья, близкие и коллеги будут делиться своими воспоминаниями о той или иной личности, которой будет посвящен материал. Вашему вниманию мы представим воспоминания, интересные случаи и рассказы, одним словом, строки, вобравшие в себя теплоту, любовь, ностальгию о каждом герое проекта.

30 июля на 83-м году жизни, после продолжительной болезни скончался выдающийся азербайджанский композитор, лауреат Государственной премии Азербайджана, Народный артист АР, кавалер орденов «Шохрат» и «Шараф» Хайям Мирзазаде, которому и посвящен наш сегодняшний выпуск.

Х.Мирзазаде родился 5 октября 1935 года в Баку в Ичери Шехер. В 1957 году окончил Азербайджанскую государственную консерваторию имени Узеира Гаджибейли, и тогда же начал преподавать в ней. С 1969-1983 гг. был заведующим кафедрой Композиции Азербайджанской государственной консерватории. Профессор с 1979 года. Похоронен на II Аллее почетного захоронения в Баку.

В этом материале своими воспоминаниями о Маэстро делятся его студенты…

Туркяр Гасымзаде, композитор, педагог

У меня всегда было желание написать о Хайяме Мирзазаде, моем дорогом учителе, и оно никогда не покидало меня. Однако мысль о том, что я еще не достиг того возраста, чтобы писать воспоминания, а также естественная нерешительность, исходящая от композиторского ремесла (мышление о том, что средством самовыражения композитора должна являться только музыка) сдерживала меня от идеи написать текст, в особенности воспоминания. Единственный вид письма, с помощью которого я позволяю себе словесно выражать свои мысли – это индивидуальные статьи с музыкальной теоретической сущностью о произведениях композитора. В связи с этим хочу привлечь внимание читателей к одному важному моменту — о творчестве Хайяма Мирзазаде написано очень мало, особенно недостаточно индивидуальных теоретических анализов его произведений. Хотелось бы отметить деятельность Кямали Алескерли, которая незадолго до кончины Маэстро смогла успешно защитить первую достойную диссертацию о творчестве Хайяма муаллима. Надеюсь, что в будущем и я в свою очередь внесу свой вклад в письменные материалы, в том числе посвященные творчеству Хайямa Мирзазаде, которые обогатят нашу музыкальную науку.

Объясню причину, почему я начал излагать свои воспоминания именно так. Закрыв глаза в одной из комнат кувейтского университета, где в данный момент я преподаю, думая как писать о своем учителе, я слышу слова, произносимые его голосом, которые он очень часто говорил – «баласы, (дитя мое), наше дело — только писать музыку!». Не хочу вдаваться в подробности по этому поводу, так как внимательный читатель сам все заметит и поймет. Здесь он имел в виду довольно большое число знаменитостей, которые изначально выбрали музыку, но затем отдалились от нее, став заниматься совсем другими делами в разных сферах. В связи с этим Маэстро всегда настоятельно советовал своим студентам не повторять этих ошибок и до конца оставаться преданными музыке.

Я очень часто слышу, как многие, говоря о личных качествах Хайяма муаллима, используют выражение: «у него был острый язык». Мне бы хотелось внести ясность по этому поводу. Дорогие читатели, по-вашему, в эпоху, когда полностью исчезли профессиональные музыкальные критики и сама критика, профессиональный композитор должен выражать свое мнение в виде сладкой похвалы? А может ему следует вообще молчать и не выражать свою точку зрения, когда речь заходит о вопросах, касающихся музыки и ее качества? В связи с этим мне хочется поделиться следующим воспоминанием.

Помню, как мы сидели на уроке Хайяма муаллима в классе композиции (В свое время в этом классе преподавал сам Кара Караев, а до того, как Хайям муаллим покинул стены Консерватории с 49-летним стажем работы, в кабинете находилось кресло Караева и его пепельница. Спустя время, эти вещи, свидетели истории, бесследно исчезли). Вдруг открылась дверь, и Маэстро был вынужден остановить студента, который исполнял свое произведение на фортепиано. Дверь открыла молодая журналистка, не дождавшись, пока музыка прекратит свое звучание. Она уже в дверях сказала, что интересуется песенным творчеством Хайяма Мирзазаде и хочет написать об этом. Будучи автором полюбившихся народом множества песен, в том числе сборника, включающего песню, написанную на стихи моего деда поэта Гасыма Гасымзаде, Маэстро немного резко ответил девушке, что с юности перестал писать песни и посоветовал ей написать статью про классиков азербайджанской песни, таких как Рауф Гаджиев, Джахангир Джахангиров, Эмин Сабитоглу, Рамиз Миришли и других композиторов. В тот момент такая его манера общения и слова заставили меня задуматься, но впоследствии мне удалось понять причину такой реакции Хайяма муаллима. Он был мастером своего дела и считал, что в статье, где рассматриваются композиторы, внесшие свой вклад в развитие песенного жанра в Азербайджане, все творчество которых посвящено написанию песен, представление его лишь как композитора, работающего только в жанре песни, было бы неправильным. Если эта позиция будет преподнесена как «острословие», пусть так и будет. Он всегда подчеркивал: «возможно, я сказал резко, может, обидел кого-то, но всегда говорил правду». Я ничуть не сомневался в правоте этих слов.

Помню день, когда Маэстро ушел из Консерватории, перестав там преподавать. Этот день, о котором я хочу рассказать, до сих пор свеж в моей памяти. По моему мнению, его уход стал большим ударом по развитию нашей композиторской школы. Ввиду того, что сложно установить истинную причину его ухода и принимая во внимание постоянное упоминание Хайямом муаллимом ухудшение своего здоровья в качестве одной из причин, мне не хочется заниматься поиском причинно-следственных связей, а просто рассказать, как мне запомнился этот день.

…Был осенний день. Хайям муаллим заканчивал свой последний урок. Так получилось, что в классе мы с ним остались одни. Вдруг в комнату вошла музыковед Лейла Абдуллаева с мокрыми от слез глазами и сказала, что она не позволит этому случиться и засыпала его вопросами: Нельзя, допустить, чтобы Хайям муаллим уходил. Почему он уходит? Куда уходит? Что будет дальше с кафедрой композиции? Ничего не говоря, Хайям муаллим сел за рояль и исполнил несколько фрагментов из песни «Лейла» Рауфа Гаджиева. Я никогда не забуду, как во время исполнения он подмигнул мне одним глазом. Лейла ханум была крайне подавлена. Затем мы втроем вышли из класса. Хайям муаллим спустился по лестнице консерватории, я проводил его до машины и больше он не вернулся туда преподавать. Последующая судьба кафедры похожа на слова из песни «Лейла»:

«Dağları alıb duman,
sən də tənha qalmısan.»
«Горы окутал туман,
А ты осталась одна».

Мы с Хайямом муаллимом были соседями, так как жили на одной улице – Гуси Гаджиева, ныне проспект Азербайджан. На этой улице дом Писателей соседствует с домом Композиторов. Балконы наших квартир также находятся рядом. С детских лет я наблюдал за ним. У меня очень много воспоминаний о нем. Их всех невозможно включить в одну статью. Я чувствую необходимость собрать в текстовом виде самые интересные воспоминания, случаи, шутки и рассказы, поведанные им самим, дополняющие его портрет. Но здесь мне хочется завершить этот текст, рассказав про нашу последнюю встречу и последний разговор.

Помню, как я с друзьями композиторами Аязом Гамбарли и Саидом Гани отправились навестить его. Хайям муаллим рассказал нам, что к нему приходили репортеры, приехавшие из Москвы. (Они снимали фильм о Кара Караеве) Он обратился к одному из журналистов: «Вы мне не задавайте вопросов, я сам расскажу про своего Учителя. О себе я говорить не буду – только о своем Педагоге». Затем Хайям муаллим сказал нам в шутку, что другие так не делают. Я обратил внимание, что на его письменном столе среди черновиков виднелся один эскиз, явно указывающий на то, что он работал над новым произведением.

После этого я навестил его в больнице. Он сказал мне наедине: «Я работаю над одним произведением, написав которое, хочу попрощаться с музыкой. Маэстро сказал, что в голове сочинение уже практически готово, но болезнь и слабое физическое состояние не позволяют ему перевести произведение на ноты. Я предложил помочь ему это сделать, но он отказался. Одной из главных особенностей, отличавших Хайяма муаллима от своих сверстников было следующее: писать до последнего вздоха, писать без чьей-либо помощи, писать качественно…

Помню наш последний телефонный разговор. Набираю номер, он сам поднимает трубку: — «Мирзазаде!» (многие, кто с ним общался, знали, что на звонки он отвечал именно так) – Туркяр, завтра приходи в 12:00 (Мы договорились вместе посмотреть видеозапись защиты диссертации Кямали Алескерли). На следующий день я решил сделать контрольный звонок, перед тем, как прийти. На другом конце провода хриплым басом «Мирзазаде!» больше не прозвучало…

Фирудин Аллахверди, композитор

Главная особенность Хайяма муаллима заключалась в том, что он обладал способностью отличать правду ото лжи, истинное искусство от подделки. Это касалось, как музыки, так и живописи. Он прекрасно знал основные критерии творчества, критики и оценивания. Хайям муаллим хорошо разбирался в высших стандартах и всегда старался, чтобы его студенты могли не только удержать планку на прежнем уровне, но и при возможности приподнять ее еще выше. Он всегда разделял музыку на два вида. С первых уроков объяснял нам, что такое чистая музыка и прикладная музыка. Хайям муаллим делал все, чтобы мы поняли эту разницу, что к первой категории относится музыка, представляющая собой независимое искусство, а ко второй – музыка, используемая в кино, театре и других видах искусства. Знать эти разграничения очень важно для музыканта и композитора.

Мое обучение у Хайяма муаллима началось, когда мне было 19, и продлилось четыре года. Это один из самых прекрасных периодов жизни человека, когда идет его становление и развитие. Уроки проходили два раза в неделю. Студенческие годы были замечательным временем. Расскажу про один случай. После окончания консерватории и прохождения воинской службы, я вернулся в Баку, поступил в магистратуру и однажды после урока мы вместе с Хайямом муаллимом поехали на Аллею почетного захоронения. Помню, как мы посетили могилу великого Кара Караева, учителя Маэстро. Работники и посетители, которые находились на Аллее в тот момент, узнали Хайяма муаллима. Во время разговора он представил меня следующим образом: «Сначала он был моим студентом, затем стал коллегой и другом». Меня это очень впечатлило. Признаюсь, не ожидал, что Хайям муаллим, мой учитель скажет обо мне такое. Сложно выразить словами, что я чувствовал в тот момент. Спустя определенное время я понял, что посещение Аллеи почетного захоронения было своего рода ритуалом, когда Хайям муаллим представил меня своему Великому учителю, меня — представителя нового поколения. Это стало передачей эстафеты от одного поколения другому и получением благословения быть композитором.

Хайям муаллим всегда нам говорил – «Не пытайтесь учиться у ныне живущих композиторов. С годами они еще могут изменить свое видение и свои идеи, касаемо написанных ими произведений. Ведь жизнь дает им возможность переосмыслить свои идеалы и творчество, чего нельзя сказать о композиторах, которых уже нет с нами, у кого и нужно учиться». Он имел в виду учиться у классиков, от И.С.Баха до Кара Караева. Хайям муаллим старался указать нам правильный путь, чтобы мы учились у этих гениальных мастеров. Следуя этому правилу, он никогда не приводил в качестве примера свои сочинения. Даже если такое случалось, Маэстро это не особо приветствовал и старался, чтобы мы рассматривали творчество других композиторов – Шопена, Прокофьева, Стравинского, Шостаковича, Кара Караева и других, но никак не себя. Уход нашего учителя Хайяма Мирзазаде стал огромной потерей, ведь это был настоящий азербайджанский Классик. Всегда стараюсь следовать его советам и рекомендациям. Нам всем будет его очень не хватать. Светлая память!

Азер Гаджиаскерли, композитор

Хайям Мирзазаде был выдающимся азербайджанским композитором и педагогом. Он жил в то время, когда музыка находилась в самом непонятном и хаотичном периоде развития. Существовали разные стили и направления, начиная с электронной музыки до минимализма. В те годы создавались новые школы и институты для изучения мировой музыки и ее направлений. Примечательно, что Хайям муаллим всегда следил за развитием мировой музыкальной культуры. В свете происходящего для композитора было непросто найти свой стиль и язык. Однако, когда мы слушаем музыку нашего дорогого и любимого маэстро, в ней чувствуется атмосфера и глубокий мир не только одного человека (в данном случае Хайяма Мирзазаде), но и его народа и земли. Это невероятный талант.

К большому сожалению, мне не удалось проучиться у него столько, сколько бы мне того хотелось. Заходя к нему в класс, я словно попадал в другой мир. Там была особенная атмосфера, которая сразу чувствовалась. К своим студентам он всегда был строг и требователен. Нужно было иметь железные нервы, много работать над собой, выкладываться на все сто, чтобы заслужить класс №309 Консерватории (ныне Бакинская Музыкальная Академия), ведь для любого профессионального композитора этот очаг музыкального искусства, наследие Великого Кара Караева, считается настоящим домом.

После того, как Хайям муаллим, к моему большому сожалению, закончил преподавать в Консерватории, я его часто видел в Азербайджанской Государственной Академической Филармонии имени М.Магомаева. Он всегда сидел достаточно далеко от сцены, и этому было свое объяснение – акустические хитрости, о которых знал великий педагог, где лучше слушать музыку.

Хайям Мирзазаде был не только студентом гениального Кара Караева, но и его ассистентом. Одним словом, мы потеряли одну из ветвей азербайджанской профессиональной музыки. Надеюсь, что в будущем будут достойные композиторы, которые продолжат развитие азербайджанской музыки и на месте одной ветви вырастут другие, а Хайям муаллим с небес будет следить и гордиться этим. Светлая память!

Продолжение следует…

Рустам Гасымов

www.yenicag.ru

2003
UTRO.AZ
NOVOYE-VREMYA.COM