Воспоминания: Надежда Исмайлова: «Гюля ханум - источник любви, из которого черпают вдохновение целые поколения»  

Информационно-аналитическая онлайн газета Yenicag.Ru (Новая эпоха) представляет вниманию своих читателей очередной материал в рамках авторского проекта Рустама Гасымова под названием «Воспоминания».

Проект «Воспоминания» посвящен ярким азербайджанским личностям, не так давно покинувшим этот мир. В рамках данного проекта родственники, друзья, близкие и коллеги делятся своими воспоминаниями, интересными случаями и впечатлениями о человеке, которому посвящен материал, одним словом, строками, наполненными теплотой, любовью и ностальгией о каждом герое проекта.

Завтра исполняется ровно год, как не стало Народной артистки АР, лауреата Государственной премии Азербайджана, Президентского стипендиата, профессора Азербайджанской музыкальной академии Гюльджахан Гюльахмедовой-Мартыновой — первой женщины-театрального режиссера Азербайджана, сумевшей не только встать вровень с выдающимися мужчинами-режиссерами, среди которых были и ее учителя (хотя, что для Бога, одаряющего талантом, «гендерные различия»), но и выделиться среди них своим неповторимым творческим «почерком», стилем, делавшим ее постановки событием культурной жизни азербайджанской столицы.

Она поставила 60 спектаклей, включая гипнотические «104 страницы про любовь», сняла уникальную телевизионную версию «Ты всегда со мной» Ильяса Эфендиева, устроила 400 аншлагов Эльдару Рязанову. Воздвигла памятник Пушкину в «Шагах командора», получив свою «законную» Государственную премию от Республики. И уже в новом тысячелетии выпустила на оперные сцены Баку, Милана, Рима, Москвы, Вены, Барселоны, Токио плеяду звездных учеников.

Воспоминаниями о Гюльджахан ханум делится Надежда Исмайлова, заслуженный журналист Республики, кинодраматург, сценарист, автор одного из самых известных телепроектов 90-х гг. – передачи «Далга», написавшая книгу «Как хорошо, что она есть», посвященную жизни и деятельности Гюльджахан ханум.

«Я знакома с Гюлей ханум с незапамятных времен, нежно и трепетно ее люблю. Ведь я видела почти все нашумевшие ее спектакли, бывала на ее репетициях в оперной студии, встречалась с ее коллегами, звездными учениками, принимала участие в семейных застольях. И писала то, что можно было бы назвать «Жизнь и деяния» этой выдающейся женщины.

Близкие называют ее «Леди Гю». Она никогда не хотела звезд с неба. Она предпочитала сама создавать звездные постановки, звездные команды, звездных учеников. В 60-70 годы ее имя делало «погоду» в театральном искусстве. Многие ее спектакли стали классикой для грядущих поколений.

Вначале брала у нее мимолетные интервью, но спустя время мне заказали сделать о ней большой материал для журналов «Советский Союз» и «Куба». Именно тогда и произошло наше более близкое знакомство. Мне довелось не только смотреть ее замечательные спектакли, но и наблюдать за процессом подготовки, видеть эмоции, волнения, переживания, а это дорогого стоит, когда видишь всю творческую кухню изнутри, какой колоссальный труд стоит за каждым отдельным спектаклем.

Конечно, она меня потрясла. Гюля ханум была одной из самых красивых женщин Баку, величественная, статная, аристократичная. С виду производила впечатление недосягаемой, но очень простая и располагающая в общении. Она любила приглашать к себе домой, угощать кулинарными изысками, беседовать, рассказывать интересные истории, смеяться, шутить…

Во время наших бесед она ничего не скрывала, отвечала на все мои вопросы, предоставила мне горы своих материалов, фотографий и все необходимое для написания книги. С Гюлей ханум было очень интересно общаться и работать. Послесловие и послевкусие от этой работы осталось потрясающее. Во время творческого процесса (создание книги) мы успели и мило пообщаться, и поспорить, и подискутировать, что повысило градус наших взаимоотношений.

Дело в том, что последние три года своей жизни Гюля ханум практически прожила под эгидой этой книги – «Как хорошо, что она есть». Гюля ханум неоднократно говорила, что книга ей очень понравилась, особенно тот образ, который мне удалось создать — образ женщины с очень интересной содержательной жизнью. Будучи творческим человеком, она решила, что эту книгу должно получить и прочесть как можно большее число людей. Она переживала, что в Театре русской драмы не сделали презентацию данной книги, не проявили инициативу, хотя она посвятила этому театру 30 лет своей жизни. По-моему, в Израиле не осталось библиотеки, которая не попросила бы эту книгу и не устроила бы ей презентацию. Две презентации прошло в Санкт-Петербурге, а также в Москве, одним словом, везде кроме Баку. Это огорчало Гюлю ханум, она чувствовала себя немного обделенной вниманием, поэтому старалась собственными силами привлечь больше внимания к данной книге, которую она знала наизусть. Не осталось ни одной семьи или человека, упоминаемого в книге, которому она бы не подарила данное издание, причем с дарственной автора, писала теплые искренние слова и пожелания, получая от этого удовольствие и пребывая в прекрасном настроении.

Другой интересной тема становились отзывы от благодарных людей, получивших книгу. Поверьте, это были целые новые сюжеты для того, чтобы написать, как воспринимали ее и наш театр, Баку, например, такие люди, как Константин Райкин, сыну которого она передала книгу. Сначала это была просто переписка, затем Гюля ханум нашла способ передать ему книгу через кого-то на какой-то театральный фестиваль, после чтения Райкин писал ей свои отзывы, потом они говорили по телефону и т.д. Аналогичная ситуация была с семьей Эльдара Рязанова и многих других, с кем Гюле ханум довелось общаться…

Гюля ханум находила поклонников нашего театра, бакинцев, разъехавшихся по всему миру и старалась всем отправить эту книгу. Поэтому географически все начиналось с Баку, и затем перенеслось в Россию, Англию, Израиль, США и другие страны. Я часто бывала у нее дома, она всегда мне рассказывала, кто и что ей ответил, кому она еще собирается отправить книгу, и какие у нее планы. Она могла месяцами, не выходя из дома и только с помощью телефона, искать семьи, чтобы сделать им подарок в виде книги. Это были настоящие интересные истории, новеллы, о которых можно снять фильм.

Ее всегда окружали сильные, харизматичные, талантливые люди с интересными судьбами. А сама Гюля ханум была личностью очень большого калибра. Несмотря на свой возраст, ей уже было более 90-та лет, у Гюли ханум был ясным ум, потрясающая голова, просто тело не успевало за сознанием, за ее нескончаемой энергией. Светлая память! Царство небесное! Она для меня была хорошим другом, всегда поддерживала, приободряла, давала тематические советы. Гюля ханум была неповторимой женщиной, личностью, режиссером!

Любовь – великое украшение жизни. Она заставляет все вокруг цвести, играть красками, дарить изысканные подарки, петь чудесные песни, танцевать великолепные танцы». Если бы это не сказал великий француз Жан Ануй, то обязательно сказала бы Гюльджахан ханум. Потому что вся ее жизнь, все ее творчество, отношение к миру, друзьям, родным – все соткано из любви. Она и сама — источник любви, из которого черпают вдохновение целые поколения».

Фотографии предоставлены Надеждой Исмайловой

Рустам Гасымов

www.yenicag.ru

3284
NOVOYE-VREMYA.COM
www.newsroom.kz