Турана Гасымова: «Моя цель - помочь этим девушкам стать полноправными членами общества» - ИНТЕРВЬЮ+ВИДЕО

Мы каждый день сталкиваемся с разного рода проблемами. Некоторые представители нашего общества зачастую впадают в депрессию, одной из причин которой является недопонимание их со стороны других представителей нашего общества. Причин может быть много, так же, как и проблем, характер которых разнится.

Представьте себе, насколько сложно со всем этим справляться, если вы человек с определенными физическими недостатками, например, лишены возможности видеть, не можете передвигаться без инвалидного кресла, либо не можете слышать и говорить. В таких случаях многие из проблем, с которыми сталкивается обычный здоровый человек, меркнут на фоне тех, которые испытывают инвалиды разных групп. Боязнь быть непонятыми и формирование целого ряда комплексов делают их заложниками в собственных домах, когда они замыкаются в себе и не могут интегрировать в общество, а общаются только с родными и близкими.

Однако в нашем обществе есть люди, которые неравнодушны к проблемам своих сограждан, и предпринимают попытки помочь им. Турана Гасымова создала проект, направленный на помощь азербайджанским девушкам с нарушениями слуха и речи. Во время нашей беседы Турана отметила, как зародилась идея проекта, почему она выбрала именно девушек, отметила основные цели и задачи данного проекта и рассказала, как данная инициатива может изменить жизнь участниц проекта.

Информационно-аналитическая онлайн газета Yenicag.Ru представляет вашему вниманию интервью с руководителем проекта «ИКТ тренинги для девушек с нарушениями слуха и речи» Тураной Гасымовой.

— Турана, давайте начнем с самого начала: как зародилась идея данного проекта?

— На протяжении 3-х лет я являюсь одной из соучредительниц клуба «Женщины Азербайджана в ИКТ – Femmes Digitales». Это первая в своем роде профессиональная организация в Азербайджане, в которую входят около 100 женщин, связанных с ИТ-сферой. Цель Клуба – объединить женщин, работающих в государственном и частном ИКТ-секторах, и повысить стремление азербайджанок получать профессиональное техническое образование. С началом своей деятельности в этом клубе у меня появился интерес к ИТ-сфере.

Клуб проводит социальные проекты, практические мероприятия, брейн-ринги, встречи с девушками, учащимися 9-11 классов для того, чтобы привить им интерес к получению высшего образования по ИКТ — специализациям с дальнейшим построением карьеры в этой сфере. Эти мероприятия, конференции девушек в сфере ИКТ, проводятся не только в Баку, но в регионах, к примеру, в Масаллы в 2016 и в Габале в 2017 годах.

Что объединяет главные задачи Клуба и данного проекта, так это разрушение стереотипов, которые мешают азербайджанским девушкам идти в традиционно мужскую область деятельности. Наша задача – на примере успешных женщин и девушек, уже работающих в ИТ-секторе, показать, что это увлекательная, разносторонняя и востребованная сфера деятельности. Сегодня в Азербайджане достаточно много девушек, обладающих хорошими знаниями в сфере информатики, математики и интернет технологий, и наша главная задача увеличить это число как можно больше. Главное – создать необходимые возможности и дать шанс девушкам проявить свои способности, чтобы в будущем они смогли сделать успешную карьеру и применить свой интеллект именно в сфере ИКТ, которая на сегодняшний день является одной из самых востребованных и высокооплачиваемых. Наша цель — создать баланс профессий в современном азербайджанском обществе.

Идея проекта зародилась совершенно случайно. Я регулярно принимаю участие в различных социальных и благотворительных проектах, на одном из которых познакомилась с детьми с нарушениями слуха и речи. С помощью родителей мне удалось с ними пообщаться и узнать, планируют ли они получить образование, чем хотят заниматься в жизни, готовы ли интегрировать в общество и т.д. Поговорив с родителями, я узнала, что дети испытывают трудности, потому что в любой сфере от них требуют коммуникацию, а это проводит к стрессовым состояниям. Как следствие, они замыкаются в себе и отказываются выходить из дома, а все свое время проводят только перед компьютером. Это выражение «сидят перед компьютером» привлекло мое внимание. Я подумала, если обучить этих девушек работе с компьютерными программами, то они смогут работать и чувствовать себя нужными в нашем обществе.

Это было год назад, идея постоянно крутилась в моей голове. Несмотря на то, что многие ребята уже посещали компьютерные курсы, мне захотелось сделать для них более масштабный проект, где они бы могли получить хорошие знания, которые помогут найти работу не только в разных сферах, связанных с ИКТ.

— Когда идея переросла в уже готовый проект?

— Полностью обдумав идею, я написала проект, охарактеризовав формат, количество участников и тренингов, отметив основные цели и задачи, и подала на рассмотрение Фонда молодежи при Президенте Азербайджана. Спустя время мне пришло уведомление, что проект получил грант на его осуществление.

— Кто Вам помогает в реализации проекта и где проходят тренинги?

— Сегодня проект финансируется Фондом молодежи, главными партнерами являются организация «ASAN Könüllüləri», Учебно-практический центр электронного правительства, функционирующий при Министерстве связи и высоких технологий АР (где проходят тренинги для девушек-участниц проекта), «STEP IT Academy Azerbaijan» и «Femmes Digitales».

— Как Вы отбирали будущих спикеров?

— Я постаралась собрать квалифицированный педагогический состав, куда вошли настоящие профессионалы своего дела, работающие в разных областях, связанных со сферой ИКТ. Часть «тренеров» — знакомые мне специалисты, c кем мы сотрудничали в рамках разных проектов, другие – специалисты из «STEP IT Academy Azerbaijan».

— А что касается программы, которую проходят девушки?

— Проект состоял из 12 тренингов и длился шесть недель. Каждый урок, длительность которого составляет полтора часа, представляет собой изучение новой темы. Первоначально, я написала план, который впоследствии видоизменялся и дополнялся с помощью специалистов в области ИТ. Программа включает такие топики, как история создания компьютера, кибербезопасность, офисные программы и многое другое. Это ознакомительный курс, поэтому мы ставим реальные цели и не ждем, что девушки мгновенно станут супер специалистами в области ИКТ, но усвоят важные знания, необходимые им на первоначальном этапе построения своей карьеры. Сейчас необходимо создать мощную базу, которая станет отправной точкой для наших девочек. Церемония закрытия проекта состоится 20-го декабря.

— Что представляет собой тренинг?

— Особенность занятий состоит в том, что урок совмещает лекционную и практическую части. Сочетание теории и практики необходимо для качественного усвоения материала. Особенность тренингов заключается в том, что спикер объясняет топик участникам проекта с помощью доходчивого языка без использования слишком сложных академических выражений. Это лучше влияет на усвоение курса. Главные критерии распространяемой информации: лаконичность, доступность, простота. Помимо этого, термины и сложные выражения имеют графическое и визуальное объяснение, чтобы у девушек не возникло сложностей при восприятии и усвоении материала.

После занятий каждая участница проекта получает на почту презентацию, с которой она ознакомилась на уроке. Это необходимо для закрепления полученных знаний. Во время урока презентация отображается на мониторе компьютера девочек вместе с сурдопереводом, что позволяет участницам не терять концентрацию и не отвлекаться. Каждый тренинг записывается и после окончания курса в качестве учебного пособия будет на диске презентован всем девушкам.

 

— Как Вы отбирали участниц для своего проекта?

— Возрастной промежуток участниц колебался в пределах 16-26 лет, чтобы в проекте могли принять участие не только школьницы и студентки, но и более взрослые девушки, для которых данный курс мог послужить своего рода стажировкой. Для набора участниц я обратилась к знакомым, работающим в НПО, благотворительных организациях, реабилитационных центрах, которые регулярно проводят социальные проекты, и имеют информацию о людях с нарушениями слуха и речи. Собрав необходимую информацию, получив координаты и составив предварительный список, куда вошли более 30 девушек, я приступила к отбору.

Принимая во внимание тот факт, что у девушек имеются нарушения слуха и речи, а я не владею навыками языка глухонемых, первые контакты были с родителями. Я рассказала им, что представляет собой проект, в какой форме будет идти обучение и какие бонусы получать их девочки в процессе и после обучения. Первоначально родители реагировали с осторожностью, ведь они переживают за своих дочерей и хотят, чтобы проекты, в которых будут участвовать их девочки, дали результат. Это связано с тем, что многие девочки ввиду нарушений слуха и речи сильно комплексуют и стараются реже появляться в обществе, поэтому родители хотят оградить их от возможных травм и разочарований. Однако, после предоставления подробной информации родителям и проведения индивидуальных встреч с мамой и ребенком, во время которых присутствовал сурдопереводчик, мне удалось заручиться поддержкой и доверием родителей, с помощью которых я разузнала интересы девушек и чем им нравится заниматься. Конечно, наличие элементарных знаний компьютера приветствовалось, но оно не было главным критерием отбора. Главным для меня было наличие интереса к сфере ИКТ у каждой девушки. Со своей стороны я старалась заинтересовать их, рассказывая о преимуществе участия в данном проекте. Отмечу, что некоторые скептически настроенные родители и дети меняли свое мнение после собеседования. В этой связи хочу отметить самоотверженность, внимание, заботу и большую любовь, которые проявляют матери по отношению к своим дочерям. Это заслуживает большого уважения.

— Интересно, что первоначально Вы планировали отобрать 15 участниц, но в итоге их окончательное число составило 20 человек. Как так получилось?

— Вы правы. Первоначально было отобрано 15 девушек. Однако, в первый день во время регистрации, когда состоялось открытие проекта, я заметила, что пришло не 15, а 20 девушек. Это были друзья и знакомые моих подопечных, которые, узнав о проекте, решили попытать счастье и пройти отбор. Переговорив с ними, я внесла их в список участниц, так как они подходили по всем критериям.

— Вы регулярно присутствуете на тренингах и можете с помощью наблюдений ответить на следующий вопрос: как менялся интерес девушек в процессе обучения?

— Еще до начала курса, я создала группу в «WhatsApp», куда добавила всех участниц. Первоначально, единственным человеком, который писал в этой группе, была я. Спустя время девушки настолько подружились и втянулись в процесс, что в день мне приходит несколько сотен уведомлений. Одним словом, процесс интеграции пошел быстрее, чем я ожидала. Отмечу, что помимо получения знаний, знакомства с новой сферой, вручения сертификатов, повышения мотивации и прочего, одной из моих главных целей было помочь девушкам стать полноправными членами общества.

На первых порах девушки немного стеснялись, но спустя время я увидела контраст. Сегодня участницы проекта очень активны, задают вопросы с помощью сурдопереводчика, общаются с педагогами и между собой. Это заметно даже на фотографиях. По словам родителей, которые присутствуют в лекционном зале во время занятий, девушки сильно изменились в лучшую сторону. Раньше многие из них были замкнутыми, но сегодня они с большим удовольствием идут на тренинги, общаются между собой. Это связано с тем, что тренинги проводятся в интересной форме и участницы получают удовольствие от этих занятий. Находиться в обществе, состоящем из девушек со схожими проблемами, позволяет им расслабиться, снять напряжение и почувствовать себя среди «своих». Одним словом, коммуникативность и заинтересованность у них повысились максимально.

Хочу отметить, что девушки очень хорошо усваивают курс, внимательно слушают педагогов, задают интересные вопросы, чем радуют меня, спикеров и своих родителей. Удивительно, но собранная группа, словно специально сформирована для изучения ИКТ. Многие учителя отмечают склонность и предрасположенность участниц проекта к ИТ-сфере. 100-процентная явка говорит о высоком уровне заинтересованности участниц, о чем я также узнаю посредством социальных сетей, где девушки регулярно делают публикации и делятся своими впечатлениями о каждом пройденном уроке. Главное – продолжать работать и мотивировать их, тогда они смогут достигнуть успеха.

— Несмотря на обучение девушек в ИТ-сфере, Вы уделяете особое внимание культурно-образовательной программе. Можно об этом поподробнее?

— Конечно! Помимо тренингов, одной из главных целей было расширение мировоззрения девушек, поэтому было принято решение проводить свободное время с пользой. В связи с этим для девушек устраиваются встречи с интересными людьми, которые проводят беседы, делятся своим жизненным опытом, дают девушкам советы и т.д. Например, очень интересно, интерактивно и продуктивно прошла беседа с Народным писателем Азербайджана Чингизом Абдуллаевым, от общения с которым большое удовольствие получили не только девушки, но и их родители, которые после встречи выражали благодарность Чингизу муаллиму. В рамках культурно-образовательной программы мы посетили художественные выставки, ярмарки мастеров рукоделия Азербайджана, мастерские художников, в частности, святую святых известного азербайджанского живописца, скульптора, философа и поэта Чингиза Бабаева. Отмечу, что практически половина участниц проекта занимается творчеством. Кто-то рисует, кто-то мастерит и создает ручные изделия, кто-то работает с графическим дизайном. Одним словом, это творческие натуры, которые с большим удовольствием посещают мероприятия, проводимые в рамках культурно-образовательной программы. А это, в свою очередь, оказывает влияние на всестороннее развитие личности.

— Что будет с девушками после окончания проекта? Продолжат ли они обучение?

— По завершении проекта участницы пройдут маленький тест, который должен показать, насколько хорошо они усвоили курс. Это необходимо для получения feedback и установления взаимообратной связи. Согласно установленному регламенту, 5-6 участниц, показавших лучшие результаты на экзамене, получат право пройти 2-х месячную стажировку в компаниях, связанных с ИКТ. Однако сегодня я работаю над тем, чтобы все участницы моего проекта получили право стажировки. Моя главная цель – оправдать доверие родителей, которые доверили мне своих детей. Я чувствую большую ответственность, которая легла на мои плечи…

Мне хочется, чтобы этот проект дал ожидаемые результаты и стал своего рода переломным этапом в жизни каждой участницы. Моя задача — указать девушкам направление, а дальше все зависит от них, к примеру, насколько целеустремленными они будут в плане достижения поставленных целей и преуспеют в выбранной сфере. Я не хочу, чтобы они смотрели друг на друга как на соперниц, но в то же время здоровая конкуренция всегда способствует развитию.

— Вы хотите в будущем продолжить этот проект?

— Конечно! Дело в том, что данный проект носит пилотный характер. Оправдал ли он себя, мы сможем узнать спустя время: насколько успешно девушки сдадут экзамены, и как будет проходить их практика в компаниях, работающих в сфере ИКТ. Конечно, немаловажную роль в этом вопросе играет уровень заинтересованности данных компаний в том, чтобы взять себе девушек с нарушениями слуха и речи на стажировку. Однако работа в этом направлении ведется и, уже несколько компаний дали согласие взять моих девочек на двухмесячную стажировку.

Сегодня появляется все больше желающих присоединиться к моему проекту. Родители пишут мне в социальных сетях, девочки рассказывают о своей деятельности своим друзьям и знакомым, тем самым о проекте узнает все большее число людей, что соответственно увеличивает количество заинтересованных лиц. Я фиксирую координаты родителей, так как в будущем планирую осуществить продолжение моего проекта.

— Турана, спасибо Вам большое за содержательную беседу. Мы Вам желаем удачи в реализации актуальных и нужных нашему обществу проектов.

— Вам спасибо!

Фото/Видео Эльгюн Алиев

Рустам Гасымов

www.yenicag.ru

2184
NOVOYE-VREMYA.COM
www.newsroom.kz