Скрытое мусульманское наследие Мадрида открывается миру

Мусульмане, активисты и туристические компании раскрывают правду о мусульманском наследии, слишком долго отрицавшемся в столице Испании


Хашим Улад Мхаммед впервые узнал о том, что Мадрид имеет исламское происхождение, прочитав арабскую книгу по древней истории. Это возбудило его любопытство, и он начал собственное расследование. То, что он обнаружил, поначалу поразило его, а теперь вызывает гордость, отягощенную печалью.

Испанское общество в целом, говорит 36-летний Улад Мхаммед, мадридский активист, мало что знает об исламском наследии столицы.

“Прошлое было гораздо более разнообразным, чем люди могут себе представить, – говорит он.  – В нем были не только конфликты и кровопролитие”.

“Это был также период сотрудничества, торговли, в прошлом было много интересных вещей, которые почти не присутствуют в коллективных образах, которые испанский народ имеет об Аль-Андалусе”.

xxx

Майрит: малоизвестная история

Аль-Андалус находился под мусульманским управлением в течение более семи веков, с 711 по 1492 год. Он охватывал большую часть Пиренейского полуострова, включая современную Испанию и Португалию.

Основанный около 865 года омейядским эмиром Мохаммедом I, Майрит (первоначальное название Мадрида) был одним из укрепленных военных анклавов вдоль границы между мусульманским Аль-Андалусом и христианскими королевствами на севере.

Город был назван в честь подземных водных каналов (араб. «майра»), построенных по приказу Мохаммеда I.

В конце XI века христиане завоевали Майрит, хотя многие мусульмане продолжали жить в городе вплоть до изгнания испанских мусульман в 1609 году.

В настоящее время в столице проживает около 300 000 мусульман. Мусульманское население Испании выросло за последние десятилетия примерно до двух миллионов человек в результате миграции, причем большинство из них прибыли из Марокко, а также из Алжира, Нигерии, Сенегала и Пакистана. Многие со временем становятся испанскими гражданами.

Ла Морерия, квартал, где мусульмане жили после христианского завоевания, теперь является оживленным районом, лабиринтом узких, извилистых улиц, полных террас, баров, кафе, ресторанов и старейших церквей и музеев города.

Королевский дворец, например, стоит на месте мавританского Алькасара (цитадели) 9-го века, который был уничтожен пожаром в 1734 году.

Для Мадрилено Авроры Али, пресс-секретаря мадридской мусульманской ассоциации по правам человека, восстановление исторической памяти об исламском происхождении города является поводом для радости и оптимизма.

“Мы видим свое наследие в архитектуре, но нас как-то не признают, к нам относятся как к иностранцам, так что это действительно хороший контраргумент”, – говорит она.

Влияние мусульманских основателей видно в старейших зданиях города в стиле мудехар и остатках стены 9-го века, сохранившихся в тихом парке, названном в честь первого правителя города, Parque Mohamed I.

Мудехар – это синкретический стиль, который включает исламскую традицию и мавританские влияния и декоративные элементы в европейские архитектурные стили, характеризующиеся изысканной кирпичной кладкой и глазурованной плиткой.

Но в остальном от мусульманского прошлого города осталось мало видимых следов.

AEF

Восстановление прошлого

В последние годы активизировались усилия по восстановлению и охране исламского наследия города, главным образом под руководством испанского Фонда исламской культуры.

Энкарна Гутьеррес, генеральный секретарь фонда, говорит, что он создан для того, чтобы Испания признала все свое богатое наследие, в том числе мусульманское.

В 2017 году фонд в партнерстве с мадридским университетом Комплутенсе создал Центр по изучению исламского Мадрида (CEMI).

Центр содействует научным исследованиям по истории и археологии средневекового исламского Мадрида и работает над защитой исламского наследия города. В основе его работы лежит убежденность в том, что более глубокое понимание исламского прошлого Мадрида может способствовать всеохватности и мирному сосуществованию в настоящем.

“Чем меньше знаний у людей, тем легче манипулировать ими, и тем легче видеть другие культуры и религии как иностранные элементы, а не как неотъемлемую часть нашей истории, – говорит Гутьеррес. – Отказ от ислама в Испании в основном можно объяснить отсутствием знаний у людей по этой теме”.

Даниэль Хиль-Бенумея, научный координатор CEMI, объясняет, что он предлагает экскурсии по различным исламским “местам памяти” – местам по всему Мадриду, которые имеют особое значение для его исламского наследия.

Центр также организовал серию лекций в сотрудничестве с Музеем Сан Исидро. В ближайшее время он предложит семинары и мероприятия по разным аспектам исламского наследия Мадрида, включая гастрономию, садоводство, керамику и археологию.

svfd

Мифы и выдуманная история

То, что исламская история Мадрида остается столь малоизвестной по сей день, объясняется двумя основными причинами.

Во-первых, говорит Хиль-Бенумея, город является столицей Испании, заключая в себе идею воображаемой испанской общины – католической и европейской – и все ее мифы.

Он объясняет, что в 1561 году король Филипп II сделал Мадрид постоянным местом своего двора. Материальное и символическое мусульманское прошлое города было стерто, а вместо него были изобретены несколько героических мифов, связанных с историей Мадрида.

“Этот рассказ не имеет научного обоснования, но глубоко укоренен в народном воображении и воспроизводится средствами массовой информации и учреждениями страны”, – говорит Хиль-Бенумея.

Во-вторых, отсутствуют визуальные подтверждения того, что Аль-Андалус когда-либо существовал. Исламское прошлое Кордовы и Гранады невозможно игнорировать или скрывать. Но в Мадриде все иначе. Андалузское наследие здесь не проявлено. Можно только полагаться на рассказы гидов, которые оживляют скрытую историю города.

door

Недоверие к признанию

Впрочем, городская администрация в последнее время стала проявляться гораздо больше внимания к исламскому наследию города. Кроме того, в последние годы наблюдается быстрый рост халяльного туризма.

В 2014 году журналист Рафаэль Мартинес начал предлагать пешеходные экскурсии, рассказывающие об исламской истории Мадрида. По его словам, интерес к этому периоду истории неуклонно растет. Они стали следствием его сайта, посвященного исламской истории столицы. “Я начал получать много просьб, чтобы я сделал экскурсию по местам, о которых я писал. Ключевым были растущий интерес и любопытство людей по поводу своих корней”, – говорит журналист.

Через туры Мартинес надеется внести свой вклад в признание андалузского наследия Мадрида.

Большинство клиентов Мартинеса – жители Мадрида, хотя интерес среди иностранцев и испанских мусульман за пределами столицы растет.

Люди, которые посещают его тур, по его словам, склонны сочувствовать арабскому и исламскому миру, путешествовали по мусульманским странам и стремятся узнать об исламском происхождении крупнейшего города Испании.

Большинство иностранных мусульман, говорит он, знают Мадрид только как место для футбола и покупок и не знают о его прошлом.

Флора Саес, соучредитель мадридского халяльного туристического агентства Nur & Duha Travels, стремится изменить это. Она говорит, что они всегда начинают экскурсии по Мадриду с посещения его исламских мест: “Было бы немыслимо для нас не сделать Мадрид известным с этой точки зрения”.

Несмотря на отсутствие впечатляющих андалузских памятников, Саес говорит, что посетителей все еще тянет узнать об этой стороне города.

Обнаружение следов ислама в некоторых из самых символичных мест Мадрида, таких как Пласа-де-Ла-Вилья, добавляет Саес, говорит о том, что Аль-Андалус был намного шире, чем современная Андалусия.

tower

Башня Сан Николас, старейшей церкви в Мадриде, также выполнена в стиле мудехар / Источник: MEE/ Кира Уокер

Загляни в прошлое ради будущего

Хиль-Бенумейя говорит, что широкий и глубоко укоренившийся массив исламофобских стереотипов в испанском обществе позволяет ультраправым легко полагаться на определенную версию средневековой истории Испании в популистских целях.

“”Мавр” – самый большой “другой”, но он также является частью “нас”, – заявляет он.

В этом контексте создание пространства для разговора об исламском прошлом Мадрида и придание его наследию законного места в истории являются позитивными шагами вперед.

Али говорит: “Гражданское общество хочет правды, люди хотят знать, откуда они пришли”.

Али считает, что эти усилия окажут влияние на преобладающие предрассудки, а также указывает на то, что такие усилия могут означать для мусульманской общины Мадрида: “Это будет утешением для мусульман, которые находятся здесь, потому что в какой-то момент мы не будем рассматриваться как иностранцы”.

www.yenicag.ru

196
UTRO.AZ
NOVOYE-VREMYA.COM