Российский адвокат: «Если бы я был на месте Путина…»

На вопросы «Yenicag.Ru — Новая Эпоха» известный российский адвокат, правовед Дагир Хасавов.

— Вы один из известных адвокатов страны. Что можете сказать о своей деятельности, насколько престижно быть адвокатом в России?

— С 2002-го года в Росси был принят закон «об адвокатуре и адвокатской деятельности» и буквально на следующий год я получил статус адвоката, сдав квалификационный экзамен. Конечно, быть адвокатом и иметь пожизненный статус адвоката в новой России — это престижно в том случае, если ты являешься действительно защитником прав и свобод человека и реализовал в этой сфере свою деятельность, а не являешься, как обычно говорят, карманным, дежурным адвокатом, которые работают в угоду обвинителям и следствию. Поэтому в целом, конечно же когда практически в последнее время на мой взгляд страной правят с помощью уголовного кодекса и криминальные новости являются главными в СМИ России, быть адвокатом и защищать людей разного уровня, это действительно престижно и это определяется статусностью не самим удостоверением, а твоим опытом и твоим портфелем удачно проведенных дел. В этом плане я это считаю свою работу довольно престижным, когда ты знаешь законы, хотя и сам как адвокат недостаточно защищен. Но это другая тема.

— Вас устраивают изменения, внесенные в законодательство после распада СССР? Что изменилось и чем отличается российский суд от советского?

— Конечно ряд существенных изменений в законодательство были внесены. Учитывая, что Советский союз распался и ушли основы СССР потому, что в советские времена у всех союзных республик были свои законы и был общий закон, объединяющий основы законодательства союза ССР. На основании этого закона принимались законы союзных республик, и когда я изучал право в советские годы, я был вынужден изучать специфику законов всех 15 республик. Предположим, для примера я по памяти тебе скажу, в Уголовном кодексе Туркменистана, куда я попал после завершения учебы в Киевской Высшей Школе МВД СССР, получив диплом юриста-правоведа, были и дополнительные статьи, которые не были в кодексе РСФСР. Это было невозвращение замужней женщины по обычаю «кайтарма». Конечно было очень любопытно, что это значит. Эта была характерная для Туркменистана потому, что существовал «калым» (оплата, внесенная женихом родителям невесты перед свадьбой). Если женщины выдавали замуж и за нее не платили калым, то в случае, если она после свадьбы посетить дом своих родителей, то её не возвращали обратно, пока муж не занесет калым — деньги. За это могли посадить родителей девушки. Поэтому называлась «кайтарма» — это возвращать, раз не возвращаете по обычаю, то вы садитесь в тюрьму. Коечное за последние годы внесли существенные изменения в законодательство всех стран бывшего СССР. Распад СССР меня застал в Туркменистане. Там тоже был принят новый Гражданский кодекс. Этот же кодекс в России был принять очень фундаментально. Очень хороший закон, который защищает права граждан, где определены нормы защиты гражданских прав, материальных и нематериальных — защита чести, деловой репутации, авторских прав, интеллектуальной собственности, чего не было раньше в нашем законодательстве в той мере, как есть сейчас. в Уголовном кодексе тоже есть изменения, особенно там идет накручивание гаек за последние годы и от этого больше всего страдают мусульмане России. Все статьи, аббревиатурой 205, связанные с террористической деятельностью, финансирование, оправдание терроризма, участие в какой-то ячейке и т.д все это наказывается от 10 до 20 лет, а если руководитель ячейки, то от 20 лет вплоть до пожизненного срока. Поэтому очень вольна принимается, и меня очень настораживают те законы, которые принимаются, начиная с 2015-16-го года. Это так называемый пакет Яровой, который получается целенаправленно был принят против мусульман. Статистики точной к сожалению нет, но осуждает в основном мусульман по террористическим статьям. По той причине, которую я сказал, становится очевидным, что последние годы осуждение за веру после таких показательных процессов против московского имама Шейха Махмуда Велитова, которого практически осудили за дуа, прочитанную в мечети. Это нарушение Конституции статья 28, которая дает право любому гражданину исповедовать любую веру и не исповедовать никакую. А вот прочитать дума — не то, что он имел право, а это является его долгом, так как в мечети «Эрдем» было где-то шесть имамов, где Шейх Махмуд Велитов был главным и руководителем религиозной организации «Эрдем». Все он сделал в рамках Ислама, в рамках шариата , как положено , но за это получил срок 3 года лишения свободы, но Иншаллах мы обжалуем это решение. Поэтому поводу мы обратились в Европейский суд по правам человека и я думаю, что у нас есть все шансы выиграть это дело в Страсбурге. Мы докажем, что Шейх Махмуд Велитов является мучеником за веру.

Поэтому, изменения конечно же есть. Если в Советском союзе среднестатистический человек равен перед законом, и туркмен, и киргиз, и таджик, любой человек, который попал в Москву, к азиатам могли относиться более снисходительно. Но теперь это уже усугубляющий фактор. Любой азиат или мусульманин, это уже добавляют лет 5 минимум приговору этому человеку, и статистика сейчас такая, что вот сегодня даже я принимал людей из Подмосковья, из Орехово-Зуево… знаете просто людей ловят, чтобы Уголовный кодекс работал. Подкидывают литературу, которая считается экстремистской, потом заставляют их признавать это. Скажу вам, это очень печально. По объявленной статистике 75% всех людей, которые попали под маховик российского правосудия, признают свою «вину» и признают только потому, что не верят в справедливое судопроизводство, зная, что они будут осуждены. Их обрабатывают опера, следственные работники: «Признайся, признайся, тебе будет легче, мы тебе поможем. Поговорим с судьей и получишь меньше срока», и конца концов человек ломается.

— Если бы вы были на месте Путина, чего бы изменили, какой закон или пункт в Законодательстве, в первую очередь?

— Ну этот вопрос для меня некорректный поскольку я не политик, я адвокат. Но тем не менее, если бы я был на месте Путина, то ограничил бы присутствие РПЦ в государстве и не допустил бы превосходство одной религии над другой, обеспечил бы соблюдение Конституции Российской Федерации, чтобы нормы закона не только были декларированы, а действовали, и церковники занимались богослужением, а не определяли где можно построить мечеть, как быть мусульманам, как им жить, одеваться и молиться. А народ пускай сам выбирает какую религию ему исповедовать. Конфликт между РПЦ и Духовной организацией мусульман тому пример, которого промолчали ведущие СМИ, но тем не менее информация об этом распространилась. Мечеть, которая строится в Калининграде находится на стадии завершения. Осталось установить два минарета и купол. Эта является единственной мечетью по всему городу, где проживает многочисленная мусульманская община. Численность мусульман в городе составляет более 30 000 человек. Но по прихоти РПЦ мусульмане города лишились права собственности, так как иерарх балтийский выступил против строительства мечети в Калининграде. Конечно же это явная дискриминация мусульман по религиозному принципу. Это была мечеть всего на 300 мест и плюс культурно-образовательный центр. А препятствовали строительству под предлогом, якобы рядом находится Фридландские ворота и это культурный памятник Пруссии, немцев и рядом с этим памятником не должна находиться мусульманская мечеть. Вот такое отношение к мусульманам в нашей стране, к сожалению. Я бы не допустил такого отношения к представителям той или иной общины. Это дело тоже находится в европейском суде. У нас в принципе неплохие законы, но они не работают, их не соблюдают, а я бы обеспечил соблюдение этих законов.

Продолжение следует…

Беседовал: Кавказ Омаров

www.yenicag.ru

508
UTRO.AZ
NOVOYE-VREMYA.COM