Рафаэль Мурадов: «Мне захотелось взглянуть на себя со стороны…» - ИНТЕРВЬЮ

Недавно в выставочном салоне имени Ваджии Самедовой Союза Художников Азербайджана состоялось открытие персональной выставки азербайджанского живописца и графика Рафаэля Мурадова, приуроченной к 75-летнему юбилею мастера кисти.

Заслуженный художник Азербайджана Рафаэль Мурадов родился в 1943 году, а с 1966 года он активно участвует в выставках.

Его работы демонстрировались не только в Азербайджане, но и далеко за его пределами. К примеру, в Турции, Германии, Тунисе. Далеко не каждый художник может похвастаться тем, что его полотна хранятся в различных музеях мира, а также в частных коллекциях.

Информационно-аналитической онлайн газете Yenicag.Ru удалось пообщаться с юбиляром, который во время беседы рассказал, почему именно эти работы он решил выставить на суд зрителей, какие сюжеты и темы занимают основное место в его творчестве, и поделился планами на будущее.

— Рафаэль муаллим, прежде всего, поздравляем Вас с юбилеем и персональной выставкой. Расскажите, как Вы проводили отбор работ на выставку, и какие временные периоды охватывают картины, вошедшие в экспозицию?

— Большое спасибо! Начну с того, что выставка для художника – это большое значимое событие, особенно персональный вернисаж. К этому нужно готовиться и не один год. Работая из года в год, создавая все новые и новые работы, наступает период, когда тебе хочется посмотреть на свои картины не в мастерской, а в галерее, так сказать, со стороны, как самый обычный зритель. Другими словам, взглянуть на себя со стороны. Знаете, это совсем другое чувство и восприятие, когда ты приходишь на выставку в художественный салон, а его стены украшают твои полотна. Это и волнительно и трепетно одновременно.

Если говорить о числе картин, то их 59. Однако за свою жизнь я написал сотни картин, многие из которых находятся в музеях, частных коллекциях, а также приобретены Министерством культуры и туризма. Для данной экспозиции я отобрал самые лучшие колоритные работы разных лет, начиная с 1965-го года и до сегодняшнего дня. Я не стал выставлять слишком много картин, чтобы была интересная экспозиция, где полотна не затмевают, а дополняют друг другу благодаря тематике, цветовой гамме и сюжетам.

Понимаете, творческий процесс каждого художника – это постоянные искания, поэтому, смотря на мои работы, многие смогут проследить эволюционный процесс моего творчества. На выставке я решил представить на суд зрителей даже этюды, сделанные с натуры, работая на пленэрах. Мне хотелось показать красоту и свежесть природы, особенно родного Абшерона, который проходит через все мое творчество.
Помимо живописи, у меня много графических работ, ни менее 100 штук, но на своей юбилейной выставке мне захотелось представить только живописные полотна. Возможно, для графики в будущем удастся сделать отдельную выставку (улыбается). Пользуясь случаем, хочу выразить благодарность Союзу художников и Министерству культуры и туризма, которые помогли мне организовать данный вернисаж.

— А что касается сюжетов и тем?

— Самые разные. Принимая во внимание тот факт, что в конце прошлого месяца прошла 26-ая годовщина Ходжалинского геноцида, учиненная в азербайджанском городе над мирными жителями, включая детей, женщин и стариков, я не могу не выставить работы, посвященные этой ужасной трагедии. Конечно, писать на такие темы сложно, ведь тебе необходимо пропустить через себя весь ужас этих кровавых страниц нашей истории, прочувствовать боль своих соотечественников. В своих работах я постарался передать не только боль азербайджанского народа, но и показать лучик надежды на светлое будущее, что совершившие это зверство понесут соответствующее наказание и Азербайджан сможет вернуть свои земли, находящиеся под оккупацией. Однако картины подобной тематики не ограничиваются только Ходжалинской трагедией, в экспозицию вошли работы, посвященные Черному Январю. Художник не может абстрагироваться от процессов, происходящих в обществе, поэтому он пишет то, что его интересует, волнует и трогает за живое.

Однако наибольшее число работ посвящено Абшерону, который, как я отмечал выше, занимает особое место в моем творчестве. Многие картины, написанные на данную тему, изображают места, которых уже нет. Они уже застроены. У меня дача в Бузовнах, где я постоянно работаю. Я один из той группы Абшеронских художников (старой гвардии), число которых с каждым годом сокращается, к большому сожалению. Нас осталось очень мало.

Другая часть работ посвящена одному из самых красивых времен года – весне, времени, когда природа просыпается от зимнего сна, наполняется новой энергией, цветет и благоухает.

— До какого числа продлится выставка?

— Выставка будет идти до 12 марта. Каждый желающий может прийти и познакомиться с моим творчеством.

— Как на счет планов на будущее?

— Наверное, здесь я не скажу ничего удивительного (смеется). Жизнь художника – это постоянное общение с искусством, постоянное нахождение в творческом процессе. Ведь мозг живописца невозможно отключить. Мы работаем не только, находясь возле холста. Наше воображение всегда создает образы, к нам приходят идеи, которые мы впоследствии переносим на холст. Это очень интересный и увлекательный процесс, которым я продолжу заниматься. Не представляю своей жизни без творчества и живописи.

— Рафаэль муаллим, спасибо большое за интересную беседу. Желаю Вам здоровья и творческих успехов.

— Большое спасибо!

Рустам Гасымов

www.yenicag.ru

1012
UTRO.AZ
NOVOYE-VREMYA.COM