Павел Родькин: «Элиты стран бывшего СССР не желают менять старую экономическую систему»

На вопросы Yenicag.Ru отвечает российский эксперт, доцент НИУ ВШЭ, член Зиновьевского клуба Родькин Павел Евгеньевич.

— Давайте немного о футболе о ЧМ 2018… Россия что заработала? Это мероприятие может играть движущую роль в развитии туризма в России?

— Мировые спортивные события, наподобие Чемпионатов мира или Олимпийских игр в больше степени имеют имиджевое и политическое значение для принимающих их стран. Это открытый канал публичной дипломатии и возможность показать себя с лучшей стороны. Конечно, сюда закладывается определенная экономическая составляющая, но главная проблема заключается в том, будет ли это событие иметь позитивное продолжение, конвертируется ли оно в стабильный интерес и турпотоки, какую выгоду оно принесет внутри страны. Впрочем, вопрос соразмерности потраченных на проведение мероприятий такого уровня средств и полученной от него выгоды часто оценивается не экономической, а именно с политической и имиджевой точки зрения, которая, причем на всем постсоветском пространстве, в итоге перевешивает все «за» и «против».

Павел Родькин

— Россия — страна, такая богатая природными ресурсами, с малым количеством населением, имея все благоприятные природные условия для развития сельского хозяйства и мощный фундамент для развития промышленности почему не может выбраться из кризисной ямы?

— Следует отметить, что в той или иной степени практически все бывшие Республики СССР получили в качестве «наследства» богатую промышленную, сельскохозяйственную и ресурсную базу, мощный человеческий капитал, но пришли к одинаковым результатам. Проблема заключается в организации социально-экономической системы, заложенной при распаде СССР и нежелании элит ее менять. В этой системе было разрушено собственное производство, потеряны не только внешние, но и внутренние рынки, сфера потребления частично (а в некоторых сегментах почти полностью) перешла под контроль ТНК, полностью зависимой оказалась финансовая сфера. Эти коренные системные условия нивелирует все конкурентные преимущества, которые существуют в странах постсоветского пространства и не позволяют развиваться ни государству, ни национальному бизнесу, ни обществу.

— Учитывая факт, что санкции против России принимались только после аннексии Крыма, и до этого в стране далеко не все было идеально. Одним из главных причин торможения развития российский экономики считают коррупцию на высших эшелонах власти. Скажите, на данный момент РФ на геополитической арене диктует свои условия, конкурирует с США и их союзниками, неужели так трудно побороть коррупцию внутри системы, наказать кучу чиновников и олигархов, остановить отток разворованного капитала из страны? Что не хватает для этого, политическая воля, или просто верхушка не заинтересована в ликвидации коррупции? Тогда кто, какая команда управляет Россией, которой просто плевать на судьбу народа?

— Проблема заключается не в санкциях, которые были объявлены после воссоединения Крыма с Россией, в конце концов санкции являются постоянным явлением даже в ядре мировой экономики, взять хотя бы текущую торговые войны между США и Евросоюзом, и между США и Китаем. Проблема заключается в периферийности постсоветского капитализма (впрочем, Россия даже сумела перейти в полупериферийное состояние, бросив тем самым вызов всей мировой системе). В этом отношении российские элиты мало чем отличаются от элит постсоветских стран. И дело здесь не в отдельных персоналиях, а в самом политическом классе, связывающим свою судьбу с Западом. Проблема коррупции не решена ни в Китае, ни в США ни в Европе, на Западе, правда, ее практически нет на низовом уровне, но она проявляет себя, например, в проблеме диктате монополий ТНК. Принципиальное же отличие постсоветского пространства заключается в том, что в отличие от того же Запада проблема коррупции несет политические риски, не следует забывать, что прошедшие, например, в Грузии, Киргизии, Молдавии, Украине так называемые цветные революции инициировались именно под эгидой борьбы с коррупцией. Но фактическая причина заключается прежде всего в социальной несправедливости, сегрегации и архаизации общества, делающую невозможной социальную коммуникацию общества и власти.

— Ослабление российской экономики оказывает негативное влияние на экономику стран СНГ, которые тесно связаны с Россией. ЕАЭС занимается внутренними разборками. Шаловливая, озорная, балованная Белоруссия, проблемная, дотационная Армения, слабые Таджикистан и Кыргызстан… Как Москва собирается таскать этот тяжелый груз? Ведь не просто удовлетворить неудовлетворенные желания Минска и помочь слабым странами ЕАЭС избегать дефолта…

— Было бы ошибочным считать ЕАЭС неким подобием СССР и использовать ту же риторику, что была на момент его распада, когда каждая в каждой Республике распространялось мнение, что она кормит весь Союз. Противоречия внутри ЕАЭС – естественный процесс, который происходит внутри структур подобного типа. Те же противоречия постоянно возникают и решаются между США и ее ближайшими союзниками и экономическими партнерами, такими как Европа, Япония или Китай. Преодоление возникающих противоречий и является реальным содержанием функционирования таких союзов. Фактически ЕАЭС представляет собой одну из альтернатив четырем проектам на постсоветском пространстве: США, Европы, Китая, а также черного террористического интернационала. При этом проект ЕАЭС находится только в стадии становления. Жизнеспособность ЕАЭС зависит не от возникающих «капризов» ее участников или конфликтов интересов, конкурентной борьбы внутри экономического союза, а от способности существовать в ситуации такой сложности и высокой степени напряженности.

Беседовал: Кавказ Омаров

www.yenicag.ru

638