Ольга Мохина : "Отличие токсического стыда от “обычного” в его более разрушающем действии на психику человека"

«Новые Реалии Жизни» представляет эксклюзивное интервью ведущего психолога, преподавателя Международного института исследования сознания и психотерапии (Фрайбург, Германия)- Ольги Мохиной.

— Ольга, что такое стыд как таковой?

Ольга Мохина: Стыд — это болезненная эмоция, возникающая как следствие осознания чего-то бесчестного, нелепого или неприличного в собственном поведении или обстоятельствах жизни. Интересно, что для возникновения чувства стыда нужны реальные или предполагаемые свидетели того, за что стыдно — те, перед кем стыдно. В отсутствие свидетелей чувство стыда не возникает, но может возникать чувство вины.

Стыд — это очень интересная эмоция. Интересна она, прежде всего, тем, что она не является врожденной, на сегодняшний момент принято считать, что чувство стыда незнакомо животным, детям до 3-5 лет и людям с некоторыми психиатрическими заболеваниями.

— Ольга, вот есть такой популярный термин: “токсичный стыд”. Подскажите, пожалуйста, что это такое?

Сам термин “токсический стыд” впервые был использован Сильваном Томкинсом в 1960-х. Отличие токсического стыда от “обычного” в его более разрушающем действии на психику человека. Токсический стыд длится дольше, провоцирует намного более сильные чувства, очень часто связан с глубокой травмой, как правило, полученной в раннем детстве, когда ребенка подвергали резкой критике или оценке. Токсический стыд захватывает всю личность целиком. Иными словами, человек начинает стыдиться не своих поступков или обстоятельств, а себя самого. Словно именно он является самым постыдным явлением в этом мире.
Например, для человека, попавшего в ловушку токсического стыда, обычная неловкость из-за разбитого в гостях прибора может ощущаться как собственная никчемность или ничтожество.

— А откуда берется стыд?

Как я уже говорила, стыд — это не врожденная эмоция. У младенцев есть врожденное, поведенчески достаточно простое состояние страха, а чувство стыда им только предстоит освоить при взаимодействии со взрослым, т.е. стыд является полностью социальным чувством, возникающем только в процессе воспитания. У чувства стыда есть позитивная социальная роль — оно знакомит ребенка с тем, что можно и нельзя в этом мире (да, то самое: “Что такое хорошо и что такое плохо”), с границами, обязанностями, нормами морали и правилами поведения. Родители и воспитатели удерживают ребенка от совершения им нежелательных поступков через формирование чувства стыда. Самый простой случай: ребенка уличили в нарушении социальных норм (например, он солгал или взял чужую игрушку), далее останавливают это действие, указывают на него как на порицаемое, стыдное, приписывают ему социальную оценку или перспективу наказания. “Хорошие девочки так себя не ведут”. “Расскажу все дяде-милиционеру, он тебя заберет”. Ну и сакраментальное восклицание: “Ну как тебе не стыдно!” — завершает картину. Повтор таких воспитательных моментов приводит к тому, что чувство стыда начинает включаться непроизвольно в ситуациях, которые связаны с нарушением социальных норм и правил, являются “стыдными”.

Если же при воспитании ребенка слишком сильно или очень часто “бьют по больным точкам”, наказание во много раз превосходит тяжесть проступка, то это может приводить к травме, а та, в свою очередь — к токсическому стыду. Детская психика обладает повышенной восприимчивостью, ранимостью и воспитание посредством упреков, постоянных замечаний, обвинений, высмеивания (особенно — в присутствии других) не проходит бесследно и возвращается чувством стыда, неуверенностью в собственных силах, низкой самооценкой у взрослой личности.

— Как мы проживаем стыд?

Прежде всего, чувство стыда заставляет человека остро и болезненно сосредоточится на себе, на отдельных чертах своего характера или поведения. Он чувствует себя иным, чем все остальные — гораздо хуже и испорченнее. Человек кажется себе маленьким, беспомощным, глупым, эмоционально скованным, никуда не годным и т.п. Он сутулится, смущается, может извиняться, оправдываться или обманывать, уходить от ответа. Очень часто стыд сопровождается временной неспособностью мыслить логично и эффективно, человек готов “провалиться сквозь землю”. Пристыженному человеку трудно выразить словами свои переживания. Позже человек обязательно найдет достойные слова, позволяющие объяснить ситуацию, будет вновь и вновь представлять, что нужно было сделать и как поступить, но в нужный момент стыд лишает дара речи, заставляет краснеть, прятать глаза.

Что мы можем сделать с этим неприятным чувством и как его побороть?

Давайте исходить из того, что человек абсолютно свободный от чувства стыда становится морально неполноценным, беспринципным, “моральным уродом”. Такой человек может быть опасен — он может принимать решения об удовлетворении собственных желаний, не оглядываясь на социальные нормы и правила. Характеристика “ни стыда, ни совести” вряд ли является комплиментом, правда? Посему совсем избавляться от чувства стыда точно не стоит.

Но вот что делать тем, у кого стыда чрезмерно много? Ответом может стать рекомендация пройти курс психотерапии, который поможет проработать ключевые психологические травмы, лежащие в основе чувства стыда, изменить самооценку, базовый набор представлений о себе (Я-концепцию). Я бы очень рекомендовала в таких случаях телесно-ориентированную терапию, дыхательные психотехники, включая холотропное дыхание, гештальт-терапию, поддерживающее консультирование.
Психотерапия поможет оставить недостижимые стремления к “идеальному Я” и принять себя таким, каким человек является — со всеми его особенностями характера, воли, образом жизни и т.д.

Но если вы пока не собираетесь к психотерапевту, то примите во внимание следующие рекомендации:
1. Сократите общение с людьми, провоцирующими у вас чувство стыда: с теми, кто вас критикует, сравнивает с другими, обесценивает ваши достижения и успехи. Особенно опасны те люди, которые делают это публично, в присутствии третьих лиц. Постарайтесь создать вокруг себя такой круг общения, который поддерживает и принимает вас.

2. Не старайтесь подавить чувство стыда. Это не только бесполезно, но часто только усиливает негативные переживания. Найдите тех, с кем вы сможете свободно поговорить о ситуации, в которой почувствовали себя пристыженным. Выговоритесь. Разделенная на двоих неприятность — это половина от неприятности. Если же вы не можете поделиться с кем-то, хотя бы запишите на бумаге, “выпишите”, выплесните на бумагу то, о чем не можете говорить.

3. В случаях умеренного проявления чувства стыда (ближе к стыдливости, застенчивости) может быть полезным осознанно проживать ситуации, которые вызывают дискомфорт. Например, человек стыдится показываться в обществе людей и публично выступать перед ними. Тогда можно порекомендовать начать это делать в поддерживающей обстановке (например, в кругу друзей), постепенно все расширяя зону возможного для себя поведения. Такой путь рекомендуют использовать коучи и поведенческие психологи.

4. Умейте завершать ситуации, за которые вам стыдно. Принесите извинения, попросите прощения, объясните свои мотивы, предложите варианты компенсации ущерба, который мог возникнуть по вашей вине. Ведь в противном случае время идет, а человек продолжает молча “сгорать от стыда”, постоянно возвращаясь в мыслях к этой ситуации. Незавершенное действие запоминается намного лучше, чем действие завершенное. Эта особенность человеческой памяти называется эффектом Зейгарник, по фамилии психолога, которая впервые описала это явление. В школе гештальт-психологии более известным является термин “незакрытый гештальт”. Так вот, умейте завершать ситуации, связанные со стыдом. Не носите в себе эту разъедающую вас изнутри занозу.

5. Умейте сами себя поддержать. Где-то глубоко внутри нас все еще живет тот маленький человечек, которого слишком часто стыдили и критиковали. Ему очень нужны внимание, поддержка, он ищет любви и признания. Психологи говорят в таких случаях о нашем внутреннем ребенке. Так вот, очень важно самому или под руководством специалиста, позаботиться об этой детской части себя, дать своему внутреннему ребенку то, что он так ищет — похвалу и признание.

— Правда ли что стыд — это самая бесполезная и разрушительная эмоция?

Нет, неправда. В человеческой психике нет ничего бесполезного. Стыд — это механизм, способный удержать человека от поступков, которые общество ставит вне закона. Стыд (а, точнее, избегание этого неприятного чувства) может выступать дополнительным мотиватором для социально одобряемых форм поведения — соблюдения своих обязанностей, норм морали, правил поведения. Как я уже говорила, чувство стыда незнакомо животным и людям с некоторыми психиатрическими заболеваниями, ведь ограничивать себя нормами морали может только личность, достигшая определенного уровня развития и зрелости.
С другой стороны, конечно, стыд может быть и разрушающим личность фактором, приводить к болезненному снижению самооценки, страху совершить промах, сложностям в принятии решений, когда человек настолько подавлен социальными обязательствами, что не может услышать своих собственных желаний и стремлений. Также стыд может приводить к нарушениям в близких отношениях и даже их избеганию из-за боязни оценки. Часто стыд “не приходит один”, и человек, постоянно находящийся под гнетом стыда может страдать от депрессии или вспышек агрессии, иметь разного рода зависимости.
У любой медали есть 2 стороны, и стыд — не исключение из этого правила.

— Ваши пожелания нашим читателям?

Я бы хотела пожелать нашим читателям баланса: уметь жить в соответствии с нормами и ценностями нашего общества, но при этом сохранять гибкость, понимая относительность всех норм и правил и неизбежность перемен. Я бы хотела пожелать свободы — свободы от сравнений между собой и другими, свободы от угнетающих чувств стыда и долга и, конечно же, свободы быть собой, учитывая свои потребности, интересы, желания. Будьте счастливы, здоровы и благополучны!

 

Джамиля Амирова-Чеботарева

www.yenicag.ru

674
NOVOYE-VREMYA.COM
www.newsroom.kz