Наши корифеи: Человек, создавший архитектурный облик Баку - ФОТО 

Мастер национальной формы и восточного модерна

Информационно-аналитическая онлайн газета Yenicag.Ru — Новая Эпоха продолжает знакомить своих читателей с авторским проектом Рустама Гасымова под названием «Наши корифеи»

М. Усейнов всегда утверждал: национальная архитектура — это национальная форма.

Микаил Усейнов был не просто архитектором, а ярким явлением в мире архитектуры. Это был мягкий, интеллигентный, но очень стойкий человек. Превосходно знал как архитектурную классику, так и новейшие тенденции мирового зодчества. Усейнов обладал оригинальным творческим мышлением. В его работах виден собственный почерк. Зная древние национальные традиции зодчества, Усейнов использовал их в переосмысленных формах в своем творчестве.

Будучи студентом, Усейнов создал ряд проектов в обостренно-конструктивистском духе, часть из которых была реализована. В них акцентировался лаконизм геометрии, столкновение горизонталей и вертикалей, контраст объемных форм и плоскостей, глухих массивов и остекленных поверхностей. Непременными были эксплуатируемые крыши, легкие перголы, галереи, навесы, козырьки — столь же необходимые в теплом климате, как и внутренние дворики.

Наиболее примечательная работа Усейнова на тот период — фабрика-кухня в поселке Баилова (1930 год, ныне родильный дом, в советский период известный как родильный дом имени Н.К.Крупской). Трехэтажное здание, решенное на контрасте глухих объемов с большими плоскостями остекленения – типичный образец конструктивизма. Плоская крыша-терраса с панорамным видом на море – дань традиции.

Тогда же воображение Микаила Усейнова захватила европейская классика, он тщательно изучает наследие русского классицизма в архитектуре. Одновременно с работами в новаторском ключе творческий поиск Усейнова затрагивал и сугубо традиционную, азербайджанскую национальную стилистику.

Построенное по его проектам множество сооружений, чрезвычайно разнообразных по назначению, характеру и объему, сыграло исключительно важную роль в формировании современного облика Баку.

Микаил Усейнов и его друг Садых Дадашев работали вместе, создав проекты многих зданий в столице Азербайджана. Этот тандем был плодотворным и интересным. Построенный по проекту Усейнова и Дадашева ансамбль зданий кинотеатра «Низами» и жилого дома напротив не потеряли своего художественного значения и сегодня. Здания связаны единством архитектурно-планировочного замысла и выполнены в мотивах и формах классицизма. Они создали эффектную симметричную композицию. С. Дадашев и М. Усейнов в этих проектах творчески воспользовались методами и формами, характерными для античной греческой архитектуры и архитектуры эпохи Возрождения. Это видно по двум фигурам на уровне 2 этажа внешней стороны здания кинотеатра – мужской и женской и угловые украшения на внешней стороне здания, выполненные скульптором Трипольской Е.Р. Три метопы с горельефными изображениями расположены на уровне летнего кинозала и один горельеф с одной стороны и два с другой.

Здание музыкального училища в Баку, павильона Азербайджана на ВСХВ в Москве и, наконец, станция метро «Низами» и музея им. Низами в Баку демонстрируют развитие идеи применения форм и мотивов Востока и национальной азербайджанской архитектуры.

Здание музея стало организующим началом оригинального ансамбля, сложившегося на площади, образованной на месте квартала, освобожденного от скученных, малоэтажных и ветхих строений. Музей выделяется не своими сравнительно небольшими габаритами, а смелым включением в объёмно-пространственную композицию монументальной скульптуры и щедрым введением в убранство полихромией керамики. В просветах аркады, обращенной к площади просторной лоджии, на фоне ее стен, забранных зеленовато-голубым узорчатым керамическим ковром, четко вырисовываются скульптуры выдающихся поэтов, писателей и драматургов, превращая здание в своеобразный пантеон азербайджанской литературы.

Усейнова ругали за то, что многие жилые дома и здания в Баку по его проектам построены «с большими излишествами», что он привносил в архитектуру современных зданий «формы средневековой восточной архитектуры». В частности указывалось, что фасады жилого дома треста «Бузовнынефть», объединения «Азнефть» и Академии наук Азербайджанской ССР «перенасыщены сложными аркерами, лоджиями и башенными надстройками». Восточные формы и мотивы, а также национальная азербайджанская архитектура применены Усейновым в здании Консерватории в Баку (ныне — Бакинская музыкальная академия). Библиотека имени М.Ф.Ахундова (1960) напротив парка «Сахиль» тоже дело рук Микаила Усейнова.

Микаил Усейнов был архитектором таких памятников в Баку, как Самеду Вургуну (1958), «Освобожденная женщина» (1958) и Низами Гянджави (1949) (в соавторстве с Садыхом Дадашевым), Мехти Гусейн-заде, работая с замечательным скульптором Фуадом Абдурахмановым.

Позднее Усейнов проектировал здания гостиниц: в 1963 году — «Азербайджан», в 1965 году — «Апшерон», в 1967 году — «Москва».

По проектам Микаила Усейнова в Баку были построены станции метрополитена «Нариман Нариманов» (1967), «Низами Гянджави» (1976) и «Элмляр Академиясы» (1985).

Если обратить внимание на встречающиеся в творческом пути великого мастера М. Усейнова искания и решения, то можно отметить четыре отличающиеся друг от друга периода. 30-годы в рамках конструктивизма; 40-50-е попытка найти свое место в национальной архитектуре, иными словами самопознание; 60-70-е годы направления самодеятельности на основе новых алгоритмов, поиск личной линии; и наконец, 70-80-е года — деятельность в качестве сформировавшегося профессионала над развитием национальной архитектуры.

Основные работы (число выполненных Усейновым проектов более 200): фабрика-кухня (роддом им.Крупской), жилые дома «Водоканал», «Портовик», «Эпрон», «Плановик», жилой дом Бакинского Совета (1938, ныне здание Совета Министров республики), общежитие мединститута, кинотеатр им.Низами и Наркомат пищевой промышленности Азербайджана (1937-1939), Управление гидрометео службы (1938), консерватория им.У.Гаджибейли (1939), Политехнический институт (1931-1933), Музей азербайджанской литературы им.Низами (1940), жилые дома трестов «Бузовнынефть», «Азнефтезаводы», жилой дом ученых, постаменты памятника Низами (1949), С.А.Дадашеву, генералу Ази Асланову, У.Гаджибейли (1948), Государственная публичная библиотека им.Ахундова (1960), комплекс зданий Академии наук Азербайджана (1965), расположенные за Домом Правительства 16-этажные жилые дома-башни, гостиница «Азербайджан» (1969), гостиница «Апшерон» (1985), гостиница «Москва» (1978), оперная студия (1964), новый корпус Института нефти и химии (1965), реконструкции Приморского бульвара, узел связи, Главпочтамт (1982), жилой дом писателей по улице У.Гаджибейли, реконструкция ул.Советской, станции метро «Нариманов» (1967), «Низами» (1976), «Академическая» (1985), гостевой дом, фонтан на площади перед главным зданием Академии наук, новый корпус Института математики и механики, учебный корпус медицинского института и многие другие.

Микаил Усейнов до 1946 года работал совместно с Садыхом Алекпер оглы Дадашевым, со своим другом, школьным товарищем и коллегой. Это был замечательный творческий тандем двух умных, талантливых и мыслящих архитекторов, желающих украсить родной Баку красивыми зданиями. После ранней кончины Садыха Дадашева (41год) многие архитектурные проекты Микаил Алескерович подписывал двумя именами. Причем, не по привычке, а отдавая дань памяти своему другу, внесшему огромный вклад в совместные разработки. Значение великого архитектурного тандема невозможно переоценить. Еще долго будет ощущаться в республике влияние архитектуры Дадашева и Усейнова.

М. Усейнов вел большую научную работу. Он автор ряда книг, публикаций и статей по вопросам истории азербайджанского зодчества дореволюционного и советского времени. Совместно с С. Дадашевым им опубликованы «Памятники азербайджанской архитектуры в Баку» (М., 1938) и «Архитектура Советского Азербайджана» (М., 1950); «Ансамбль дворца Ширваншахов в Баку» (М., 1956), а также «Памятники азербайджанского зодчества» (М., 1951); совместно с Л. Бретаницким и А. Саламзаде — «История архитектуры Азербайджана (М., 1963); ряд статей в специальных изданиях и журналах по вопросам истории архитектуры.

Микаил Алескер оглы Усейнов родился 19 апреля 1905 года в Баку в аристократической бекской семье, первом в Российской империи азербайджанском роду, которому было присуждено дворянство. Усейновы были одной из богатейших семей Азербайджана. Им принадлежало 72 объекта недвижимости, среди них казино, гостиницы, жилые дома, фабрики.

Кроме того, Усейновы владели 111 кораблями на Каспии (самый крупный назывался «Хан» и был переименован в советские годы в «Сталин»). В советские годы, особенно в 1930-х годах, происхождение Усейнова висело над ним как дамоклов меч. В разгар сталинских репрессий он в любое время мог быть арестован. Летом 1937 года практически вся родня Усейнова в количестве 25 человек — братья, сестры, кузены — были расстреляны. Из взрослых осталось всего четыре человека.

В 1929 году Усейнов окончил Азербайджанский политехнический институт. Он был единственным представителем азербайджанской бекской аристократии, получившим впоследствии звание Героя Социалистического Труда. Только большие успехи в творчестве и Сталинская премия за павильон Азербайджана на ВСХВ (1939 год, позже ВДНХ) спасли его от репрессий в 1930-х годах.
Скончался 7 октября 1992 года, и похоронен на Алее почетного захоронения в Баку. Здесь Микаилу Усейнову установлен бюст.

Немного о заслугах Микаила Усейнова. Архитектор и историк архитектуры, основатель азербайджанской архитектуры периода 1920-х — 80-х годов, педагог, профессор. Заслуженный деятель искусств АзССР (1940), лауреат Государственной премии СССР (1940), академик Академии архитектуры СССР (1957, член-корреспондент 1941). Лауреат Сталинской премии второй степени (1941). Директор института архитектуры Академии Наук Азербайджана (с 1946 года), председатель правления Союза архитекторов АзССР (с 1947). Народный архитектор СССР (1970). Секретарь Союза архитекторов СССР (с 1975 года). Лауреат премии Совета министров СССР (1978). Герой Социалистического Труда (1985). Член Королевского азиатского общества Великобритании и Ирландии (с 1985г), почетный член ряда зарубежных обществ и организаций. В 1992 году Микаил Усейнов стал почётным членом Международной академии архитекторов.

В Азербайджане помнят и чтут память великого архитектора, украсившего столицу великолепными зданиями и сооружениями. В 2012 году была выпущена марка Музея литературы им. Низами, творения Микаила Усейнова, а в 2016 году — марка с изображением Микаила Усейнова.

Рустам Гасымов

www.yenicag.ru

5168
UTRO.AZ
NOVOYE-VREMYA.COM