Наргиз Алиярова: «Только так мы сможем активно пропагандировать нашу культуру» - ИНТЕРВЬЮ

«Слушая произведения наших авторов, американцы открывают для себя новую сторону музыкальной культуры, отличающуюся по своей мелодике и ритмике»

Наша сегодняшняя собеседница Заслуженная артистка республики, доктор философии, профессор, лауреат международного конкурса Наргиз Алиярова, которая уже больше года живет и работает в Америке.

На протяжении этого времени она успела создать НПО, организовать целый ряд концертов, продолжая активно заниматься пропагандой азербайджанской культуры, в частности музыки, за рубежом.

В минувшие выходные в Бруно Вальтер Аудиториум в Нью-Йорке с успехом прошел концерт «Азербайджанский мультикультурализм», организованный обществом «Национальная музыка и глобальная культура» (NMGCS) в сотрудничестве с Государственным комитетом по делам диаспоры Азербайджана, на котором прозвучали сочинения западноевропейских и азербайджанских композиторов.

О концерте, своей творческой и общественной деятельности в интервью Информационно-аналитической онлайн газете Yenicag.Ru — Новая Эпоха рассказывает азербайджанская пианистка Наргиз Алиярова.

— Наргиз ханум, расскажите об особенности данного концерта. Ведь это уже не первое мероприятие, которое Вы организуете в США.

— Я уже больше года живу в США. Вы правильно отметили, что это уже не первый концерт, проводимый обществом «Национальная музыка и глобальная культура» NMGCS, способствующий распространению многонациональной культуры Азербайджана за рубежом. Бытует такое мнение, что один в поле не воин. Однако мой жизненный опыт показывает, что даже один человек может сделать что-то для своей страны, внести свою лепту в общее дело. В моем случае – это популяризация азербайджанской классической музыки за рубежом, чем я занимаюсь уже много лет. Призываю каждого в своей сфере это делать, стараться что-то изменить, ведь только так мы сможем активно пропагандировать нашу богатую культуру на мировом уровне.

Начиная рассказывать о минувшем концерте, хочу отметить, что идею его проведения поддержал Государственный комитет по делам диаспоры Азербайджана. Я благодарна г-ну Фуаду Мурадову и другим представителям этого комитета, которые приехали и приняли участие в данном мероприятии. Программа этого концерта была выстроена мной таким образом, чтобы в ней приняли участие азербайджанские и американские музыканты. Главная цель – показать, насколько Азербайджан интегрирован в мировое сообщество, в данном случае в сфере культуры и привлечь внимание слушателей.

Особенность была в том, что наши музыканты исполняли не только свою музыку, но и мировую классику, демонстрируя высокопрофессиональный уровень азербайджанского исполнительского искусства; а наши американские коллеги – играли произведения азербайджанских композиторов. Таким способом, цель была показать американской публике, что азербайджанская музыка настолько всеобъемлющая, что ее исполняют не только азербайджанцы у себя на Родине, но и представители других народов далеко за его пределами, потому что она интересна разным народам и культурам.

Концерт начался с небольшого фильма об АР, в котором рассказывалось о нашей стране, после чего прозвучали гимны Азербайджана и США. Я выступила с приветственной речью, рассказала американской публике о своей Родине, отметила, почему азербайджанская культура является мультикультуральной. Это вызвало большой интерес у собравшихся гостей. Я всегда стараюсь проводить подобную просветительскую работу, знакомить иностранцев с нашей культурой, ведь в этом случае они намного лучше воспринимают наши произведения. Дело в том, что бэкграунд всегда необходим. Было приятно видеть наших соотечественников, проживающих не только в Нью-Йорке, но и в других американских штатах. Но самое главное, в зале присутствовали именно американские слушатели, люди не знакомых с нашей культурой. Для них это был интересный познавательный концерт, на котором они открыли для себя азербайджанскую музыку и наших композиторов.

Отмечу, что предыдущий концерт с большим успехом прошел в Бруно Вальтер Аудиториум в Нью-Йорке 15 июня текущего года. Он был посвящен 100-летию Азербайджанской Демократической Республики (АДР). Отличие того концерта состояло в том, что на нем мы играли только азербайджанскую музыку, а исполнители были самые разные.

— Наргиз ханум, расскажите о музыкантах, принявших участие в концерте?

— Как я отметила выше, это были американцы и азербайджанцы. На азербайджанских национальных музыкальных инструментах (тар и кяманча) играл Джеффри Вербок. Певица Зоя Грамагин исполнила азербайджанские сочинения на языке оригинала. Я играла сольно и аккомпанировала всем музыкантам за исключением Джефри.

В связи со 100-ним юбилеем выдающегося азербайджанского маэстро Гара Гараева, в программу были включены сочинения композитора. Это мастер, который по своему уровню и масштабу является композитором мирового значения. Это мое мнение, как музыканта и специалиста. А 17-го ноября в Карнеги холл состоялся гала-концерт в честь выдающегося композитора Джевдета Гаджиева, на котором выступили лауреаты I Международного музыкального конкурса юных талантов Florida Keys (Florida Keys International Music Competition for Young Talents, IMCYT), исполнившие произведения азербайджанских авторов, где я аккомпанировала лауреатам.

— Но ведь совсем скоро пройдет другой концерт, посвященный Гара Гараеву…

— Да, этот концерт проводит Ассоциация дружбы Баку и Бруклина (Brooklyn Baku Friendship Association). Он состоится 25 ноября в BMCC Tribeca Performing Arts Center. В первом отделении выступят Азер Демиров (скрипка), Кристин Лампреа (виолончель), Камилла Мамедова (фортепиано), Найджел Смит (баритон). Во втором отделении будет играть джазовый пианист и композитор Руслан Агабабаев со своей группой Jazz Ensemble. Он представит джазовые композиции и вариации на сочинения Гара Гараева. Это новая жизнь гараевских произведений в новой ипостаси. Примечательно, что Найджел Смит будет петь на азербайджанском языке сочинения Гараева. Вообще, на этот раз вся программа концерта будет состоять из произведений Г. Гараева. Я буду вести этот концерт, рассказывать о жизни и творчестве выдающегося азербайджанского композитора, а также играть сольно и аккомпанировать.

— Вы уже не раз исполняли азербайджанскую музыку на зарубежных концертах. Какие азербайджанские произведения вызывают больший интерес у американской публики?

— Американская публика с большим интересом слушает азербайджанскую музыку, ведь для большинства из них это нечто новое, неизведанное, самобытное. Это и производит соответственный эффект на них. Слушая произведения наших авторов, американцы открывают для себя новую сторону музыкальной культуры, отличающуюся по своей мелодике и ритмике. Я очень часто исполняю в Америке сочинения азербайджанских композиторов, поэтому всегда становлюсь свидетелем потрясающей реакции публики на нашу музыку. В прошлом году я дважды играла в университетах в Вашингтоне, а в этом году выступала в Нью-Йорке. Представьте себе, что после каждого концерта ко мне подходят музыканты и просят ноты, с которых они снимают копии. Конечно, приятно, когда иностранцы так впечатлены твоей культурой, что хотят играть произведения наших авторов.

— В 2015-ом году бельгийская звукозаписывающая компания Etcetera, специализирующаяся в сфере классической музыки, выпустила CD с произведениями Шопена в Вашем исполнении, который стал первым компакт диском азербайджанского исполнителя, изданным этой ведущей европейской звукозаписывающей компанией. Расскажите про другой проект — новый альбом с произведениями азербайджанских композиторов.

— Да, это был диск «Nargiz Aliyarova Plays Frédéric Chopin». В 2016-м году я записала CD в Голландии под названием «Nargiz Aliyarova Plays Azerbaijani Music». В этот диск вошли сочинения Г.Гараева, Дж.Гаджиева, Ф.Гараева, А.Ализаде, Ф.Ализаде, В.Мустафазаде, Ф. Суджаддинова, А.Рзаева в моем исполнении. Этот CD презентуется на каждом концерте и приобретается слушателями.

Дело в том, что в США, как выяснилось, для классической музыки большее значение имеет радио, нежели телевидение. Из моего азербайджанского диска четыре сочинения передавались по радио в течение двух недель: это были сочинения Франгиз Ализаде, Азера Рзаева, Фараджа Гараева и Джаваншира Гулиева. Это действительно было большое достижение.

Напомню, что первые два моих диска вышли в свет в Турции в 2009 и 2010 годах. На одном я исполняю 15-й Концерт Моцарта и 3-й Концерт Бетховена. А второй полностью посвящен произведениям азербайджанских композиторов.

В мае 2015-го года в городе Оснабрюк (Германия), на знаменитой студии «Frattoriamusica» я претворила в жизнь свою давнюю мечту, записав сонаты Венских классиков — Гайдна, Моцарта и Бетховена.

— Наргиз ханум, расскажите, почему Вы решили создать общество «Национальная музыка и глобальная культура» (NMGCS)? Какие цели ставит перед собой данная организация?

— В феврале текущего года я зарегистрировала музыкальное общество в штате Нью-Йорк, создав тем самым НПО под названием «Национальная музыка и глобальная культура», обладающая международным статусом. Я – президент и учредитель данной НПО. Все концерты, о которых мы говорили во время нашей беседы, продукт данного Общества. Главная задача этой организации – пропаганда азербайджанской музыки. Наряду с этим, она проводит концерты, где исполняются произведения разных композиторских школ. Например, в октябре этого года был представлен концерт «Русская музыка ХХ века» в церкви Святого Марка. В будущем году NMGCS планирует провести концерты, где будет представлена музыка норвежских, бразильских и афроамериканских композиторов.

Дело в том, что население США, а Нью-Йорка тем более, является многонациональным, и деятельность возглавляемой мной организации поможет сблизить представителей самых разных народов (культурные пласты), ведь с помощью музыки они смогут открыть для себя культуру американцев разного этнического происхождения. Музыка – это ключ к познанию другой культуры, а наша задача – создать эти культурные мосты. Таким образом, будет идти процесс интеграции.

Задумываясь о создании данного Общества, я делала акцент на азербайджанской музыке, но потом я поняла, что не стоит ограничивать возможности данной организации и сделать ее глобальной. Ведь с помощью NMGCS мы в любом случае будем говорить о нашей культуре, но преподносить ее не только сольно, но и в контексте с другими культурами. Например, норвежский концерт будет включать произведения норвежских и азербайджанских композиторов.

— Помимо этого, Вы занимаетесь проблемами женщин, причем достаточно активно…

— Да, буквально с момента моего приезда в США я стала активно заниматься актуальными на сегодняшний день женскими проблемами, будучи задействованной в «Zonta International» — международной организации, занимающейся вопросами улучшения положения женщин в обществе и гендерного равенства. Эта организация, насчитывающая более 49 тысяч членов, имеет 12 тысяч клубов в 63-х странах. Мы выступаем против разных форм насилия в отношении женщин, ранних браков, торговли людьми, человеческого рабства и других проблем, с которыми сегодня сталкиваются женщины в разных странах мира. Будучи активным членом данной организации, в августе этого года меня избрали президентом Нью-Йоркского клуба «Zonta».

Я даже подняла вопрос об открытии представительства данной организации в Баку, но пока данный вопрос находится на стадии обсуждения. Наряду с этим, приятно осознавать, что какие-то вопросы, которыми занимается наша организация, у нас в стране просто не актуальны, так как многие проблемы, с которыми сталкиваются женщины, это единичные случаи, в то время, как в других странах эти проблемы ежедневно стоят на повестке дня и носят массовый характер. Я имею в виду торговлю людьми, сексуальное рабство и прочее. Например, проблема единого образования для девочек и мальчиков для Азербайджана не актуальна, но в некоторых государствах этот вопрос вызывает массу дискуссий. Это же касается ранних браков. К примеру, даже в США еще остались штаты, где нет возрастного ограничения для вступления в брак девочек, хотя в Азербайджане эта цифра составляет 17 лет. Некоторые законы американских штатов порой сильно удивляют. Например, у нас женщины право голоса получили раньше, чем в Америке. Одним словом, некоторые страны и штаты даже сегодня продолжают бороться за то, что наша страна прошла уже многие десятилетия назад.

— Наргиз ханум, спасибо большое за интересную беседу. Мы Вам желаем творческих успехов и удачи во всех начинаниях.

— Большое спасибо!

Рустам Гасымов

www.yenicag.ru

1021
UTRO.AZ
NOVOYE-VREMYA.COM