Муфтий Украины: "Положение мусульман в Украине несоизмеримо лучше, чем в России" - Эксклюзивное интервью

Сегодняшний гость «Yenicag.Ru — Новая Эпоха» муфтий Духовного Управления Мусульман Украины Шейх Саид Исмагилов.

— Многоуважаемый шейх, как в целом можно оценивать положение мусульман в Украине?

— В целом положение мусульман в Украине хорошее, я думаю самое лучшее среди всех независимых государств бывшего Советского Союза.

— Есть статистика об общей численности мусульман в Украине?

— Точной статистики нет. Исламоведы дают информацию, что по их приблизительным подсчетам в Украине до 800 тысяч мусульман. Некоторое мусульманские религиозные деятели называют цифру в 2 миллиона. По моим субъективным подсчетам, обе цифры не верны, и на сегодняшний день в Украине приблизительно до одного миллиона мусульман. Это с учетом мусульман на оккупированных территориях Крыма и Донбасса. В Крыму до 400 тысяч мусульман, в основном это крымские татары. На Донбассе до 200 тысяч мусульман, большая часть из которых являются выходцами из региона Идель-Урал. Остальные мусульмане Украины сосредоточены в основном в таких больших городах как Киев, Харьков, Одесса, Запорожье и Днепр.

— Самая старая мусульманская община Украины считается татарская. В данный момент сколько лет самой старой мечети Украины и в каком городе страны она находится?

— Первыми мусульманами Украины были кочевники, которые кочевали из Приазовских и Причерноморских степей в девятом столетии, еще до Крещения Киевской Руси князем Владимиром. Трудно определить их национальную принадлежность, но именно они оставили множество мусульманских захоронений в южной Украине. В Золотоордынский период Ислам начинает повсеместно распространяться в Золотой Орде, в том числе и в Крымском Улусе, который после распада Золотой Орды становится независимым государством, и с самого начала в Крымском Ханстве государственной религией был Ислам. Из сохранившихся мечетей, самой старой мечетью Украины по праву считается мечеть Хана Узбека построенная в 1314 году в городе Солхат (сейчас Старый Крым). Мечеть находится в хорошем состоянии и является действующей, в ней проводятся намазы и другие религиозные обряды. За пределами Крыма, самой старой из сохранившихся мечетей является мечеть в городе Измаил, которая была построена в начале 16 столетия (точная дата неизвестна). К сожалению сейчас эта мечеть является музеем, а не мусульманским культовым объектом, и намазы в ней не проводятся.

— Поступают тревожные сигналы из аннексированного Россией Крыма о том, что на полуострове продолжаются репрессии в отношении татар. Много ли вынужденных переселенцев татарской национальности, несогласных оккупацией Крыма, в различных городах Украины?

— Да, репрессии со стороны оккупационной администрации по отношению к крымским татарам продолжаются уже пять лет, они касаются и отдельных личностей, и мечетей, и общин, и учебных заведений. По данным правозащитной организации КрымSOS, численность мусульман-переселенцев перевалила за 20 тысяч человек. Еще несколько тысяч переселенцев-мусульман переехали на свободную территорию Украины из оккупированных районов Донбасса.

— В каком городе проживает самая многочисленная мусульманская община Украины?

— Это очень интересный вопрос. Мы никогда не задавались вопросом о численности мусульман по городам Украины. Сразу всплывает в памяти три города, это Симферополь, Киев и Одесса. Думаю, на данный момент самая многочисленная мусульманская община в Киеве, не в последнюю очередь, из-за многотысячной армии переселенцев из Крыма и Донбасса.

— Сколько мусульманских школ, образовательных учреждений зарегистрированы в Украине и есть ли среди них такой, который дает богословам высшее образование?

— Образовательных учреждений, зарегистрированных на бумаге много. Но реально действующих из них – единицы. Проблема в том, что учебные заведения регистрировались и открывались в наиболее мусульманских регионах Украины – в Крыму и на Донбассе. После начала войны и оккупации, практически все были закрыты, в том числе и силовым сценарием как наше Медресе в селе Кольчугино, и Школа Коран-хафизов в Симферополе. С 1999 по 2001 год в Донецке функционировал Украинский исламский университет, в котором я успел проработать один год. Сейчас мы открыли в Киеве и Харькове гимназии для мусульманских детей, где кроме общегосударственных предметов факультативом дети изучают Священный Коран, арабский и татарский языки, мусульманскую этику и Основы Ислама. Другие Духовные управления заявляют, что у них есть свои высшие учебные заведения, хотя по моим данным уровень шариатского образования там не дотягивает даже до средненького медресе. Одним словом, высшее шариатское образование в Украине пока не дает ни одно учебное заведение.

— Интересно ваше мнение, как духовного лидера, о передаче автокефалия УПЦ. Что значит для Украины независимая от Москвы церковь? Какие плюсы или минусы?

— Я положительно оцениваю предоставление автокефалии Православной Церкви Украины, и отделения большинства православных христиан от Московской Церкви, так как все, что идет в пользу независимости Украины от России, мы воспринимаем позитивно. Для украинских православных христиан равноправная автокефальная Церковь, это воплощение мечты о восстановлении Киевской Метрополии и духовная независимость от страны-агрессора. Минусов я в этом не вижу, плюс же в том, что теперь украинская Церковь на равных займет свое место во всемирном православии, и сама будет определять свою национальную политику.

— Можно ли сравнить состояние, положение мусульманских общин в России и Украине? Из России последние годы часто поступают сигналы о том, что есть давление на молодых мусульманок из-за ношения хиджаба в средних и высших образовательных учреждениях, существуют проблемы в процессе получения разрешения на строительство мечетей и молельных домов, особенно в Москве и других крупных городах. Как обстоят дела в Украине в этом плане?

— Я абсолютно уверен, что положение мусульман в Украине, несоизмеримо лучше, чем в России. Для этого у меня есть целый набор аргументов, от отсутствия исламофобии в Украине, до отсутствия в Украине обвинительных приговоров и тюремных сроков для мусульман, за хранение запрещенной религиозной литературы. В Украине вообще нет таких феноменов, как запрещенные организации, или список запрещенной литературы. Я уже не говорю про демонтаж мечети, или убийства религиозных лидеров. В Украине такого никогда не было. Однако это не значит, что у нас нет проблем. Проблемы есть, но они совсем другого уровня. У нас пока тоже мусульманкам запрещают фотографироваться в хиджабе на официальные документы, такие как паспорт и водительские права, но уже идет процесс решения этой проблемы, и Министерство внутренних дел Украины,уже заявило, что оно пойдет навстречу верующим женщинам, и в ближайшее время, возможно уже в этом году, вопрос будет решен. С мусульманской стороны, процесс контролируют активистки Лиги мусульманок Украины. У нас в Украине есть проблема и с официальным выделением земли под мусульманские культовые сооружения, но мы уверены, что и этот вопрос будет решен в украинском правовом поле.

— Насколько активны мусульмане Украины в общественно-политической жизни страны? Ощутима ли роль мусульман в политических процессах? Что делает муфтият для усиления интеграции мусульман в украинское обществе с учетом сохранения идентичности?

— В Украине разные группы мусульман, с различными взглядами и подходами к участию в общественно-политической жизни страны. Подавляющее большинство не выступают против того, чтобы воспользоваться своими гражданскими правами, и достаточно активно принимают участие в общенациональных и местных выборах. Примером для всех является ядро активных молодых мусульман из разных городов Украины, которые принимают деятельное участие в построении гражданского общества по европейскому образцу, создают гражданские инициативы, благотворительные и волонтерские движения, активно участвуют в общественно-политической жизни. Наше Духовное управление проводит активную украинизацию мусульман страны, мы принципиально издаем наш журнал, Перевод Священного Корана и наши религиозные издания на государственном украинском языке, обучение в наших общеобразовательных гимназиях так же проводится на украинском языке, мы активно принимаем участие в культурных проектах, межрелигиозном диалоге и еще множестве проектов. По большому счету мусульмане Украины интегрированы в украинское общество, история совместного сосуществования христиан и мусульман на территории Украины насчитывает более тысячи лет. За этот долгий период времени, интеграция осуществилась историческим путем, это достаточно успешная интеграция, она не искусственная, она прошла естественным путем. Что касается мусульман-эмигрантов, то в Украине их не значительное количество, и пока они достаточно успешно встраиваются в существующую модель. За тысячу лет мусульмане Украины научились сберегать свою религиозную идентичность, будучи органической частью украинского общества.

— Какие мусульманские страны более активно помогают мусульманской общине Украине? Какие отношения у муфтията с духовенством Азербайджана и Турции?

— Наиболее активно помогает Турция. Так же активно в благотворительных проектах для малоимущих мусульман принимают участие Кувейт, Катар, Малайзия, Индонезия и мусульманские организации Европы. С Диянетом Турецкой республики сложились очень хорошие отношения. К примеру Диянет выпустил уже несколько изданий перевода смыслов Корана на украинском языке. А вот с мусульманскими религиозными лидерами Азербайджана у нашего Духовного управления пока нет никаких связей.

— Как вы думаете, можно ли считать Украину толерантной страной?

— Безусловно. Уровень религиозной толерантности в Украине чрезвычайно высокий. Это главный признак духовного здоровья украинской политической нации.

Беседовал: Кавказ Омаров

www.yenicag.ru

1528
UTRO.AZ
NOVOYE-VREMYA.COM