Мемориальная скульптура: памятник знаменитому азербайджанскому ашугу

История создания образа выдающегося азербайджанского ашуга, который в этом году отметил бы 80-летний юбилей

В каждый памятник, созданный нашим современником скульптором Натиком Алиевым, вложен большой труд и талант Мастера. Каждый образ, созданный Алиевым, является тем случаем, когда камень, металл или дерево начинают оживать, жить, разговаривать. Эти памятники, воздвигнутые скульптором в честь знаменитых личностей, обладают энергетикой, некой силой притяжения, поэтому и вызывают восторженную реакцию и теплые отзывы.

Помимо того, что Натик Алиев поставил достаточно много памятников, как в Азербайджане, так и далеко за его пределами, он также занимается созданием мемориальной скульптуры, которая включает мемориальные доски и надгробные памятники, установленные на Аллее почетного захоронения выдающихся личностей азербайджанского народа, а также в других регионах страны.

Подробно ознакомившись с творчеством Натика Алиева, посмотрев его работы на Аллее почетного захоронения, заказчики пришли к выводу, что памятник ашугу Адаляту нужно доверить именно скульптору Н.Алиеву, который сможет воссоздать образ азербайджанского мастера игры на сазе.

Так и возник мемориальный памятник, открытый 15 сентября прошлого года на кладбище в селении Агкойнек Газахского региона Азербайджана, — мемориальная скульптура выдающегося азербайджанского ашуга, заслуженного работника культуры Адалята (Насибова — 1939-2017), которого называют Учителем и Мастером своего дела.

Немного об авторе. Натик Алиев — выпускник отделения архитектурно-декоративной пластики ЛВХПУ им. В.И. Мухиной, Народный художник Азербайджана, педагог с 35-летним стажем работы, профессор, член Союза художников СССР (1986 г.), почетный член РАХ, председатель художественного совета Академии художеств Азербайджана, кавалер ордена Шохрат и «Золотого почетного ордена» (Орден почетного рыцаря 1-ой степени Австрийской Республики за заслуги в области искусства).

Это интересно! Газахский район взрастил не одно поколение видных деятелей культуры (поэты, писатели), искусств и военного дела, о чем свидетельствуют установленные там памятники, бюсты и барельефы, большая часть которых находится в центральном парке «Фахри газахлылар». Наряду с памятниками великим азербайджанским поэтам Вагифу, Видади, Самеду Вургуну, писателю Мехти Гусейну, в парке также установлены барельефы известных личностей — выходцев из Газаха, таких, как первый азербайджанский военный пилот Фарух ага Гаибов, первый генерал от артиллерии Алиага Шихлинский, генерал Ибрагим ага Векилов, Национальный герой Италии Тахир Исаев, Народные писатели Исмаил Шихлы, Юсиф Самедоглу, Народные поэты Осман Сарывелли, Мирварид Дильбази, первый доктор педагогических наук, профессор Ахмед Сеидов, знаменитый ашуг Адалят Насибов, академик Теймур Буньятов и др.

По словам Натика Алиева, создание мемориальной скульптуры напрямую зависит от личности того, в честь кого будет установлен памятник. «Если человек при жизни был яркой харизматичной личностью в творческом и характерном планах, отличался от других своими способностями и особенностями, то его скульптура получается интересной, неординарной и оригинальной, потому что у скульптора много деталей и аспектов, за которые можно зацепиться. Ашуг Адалят был не только выдающимся музыкантом, но и сильной личностью. Несмотря на то, что мы не были лично знакомы, я всегда восхищался его творчеством, а впервые услышал игру ашуга Адалята в фильме «Yeddi oğul istərəm» и был поражен талантом молодого Мастера. С того момента я полюбил звучание замечательного музыкального инструмента саза. Мне доводилось общаться с другим знаменитым мастером ашугского искусства, корифеем ашугом Сараджлы, с которым на память у меня осталась общая фотография», — рассказывает Натик Алиев.

Справка. Ашуг – народный певец-поэт, который во время выступления традиционно аккомпанирует себе на сазе. Ашуги — желанные почетные гости на концертах, меджлисах, свадьбах, юбилеях и творческих вечерах. Их репертуар состоит из коротких лирических стихотворений на любовные, моральные или религиозные темы и длинных лирических или эпических баллад (дастанов).

Глава ИВ Газахского района Раджаб Бабашов, председатель общественного объединения «Qazax Xeyriyyə» Ильхам Пирмамедов, член данного общества Султанханым Насибова и сын ашуга Хекяйат Насибов посетили мастерскую Натика Алиева, где обсудили ключевые моменты создания скульптуры, место ее установки, срок сдачи и предоставили скульптору все необходимые материалы, включая фотографии ашуга Адалята. Перед тем, как приступить к работе Натик муаллим отправился в Газах, чтобы посмотреть место будущей установки скульптуры, архитектурная часть которой (оформление места установки) была выполнена по поручению главы ИВ Газахского района Раджаба Бабашова, принявший непосредственное участие в реализации данного проекта.

Было решено сделать полуфигуру на фоне, который служил бы для того, чтобы не отвлекать внимание зрителей от памятника и не позволял лучам солнцам ослеплять глаза тем, кто пришел почтить память ашуга Адалята.

Ашуг не просто поэт, а словно художник, не красками, а в стихотворной форме воспевает красоту и самобытность родных мест, зеленеющие альпийские луга, равнины и величественные горы, неукротимые реки и многовековые леса, кристально чистые озера и ручьи, высокогорные пастбища, пение птиц, шелест листвы и многое другое. Вся эта красота находит свое отражение в ашугской поэзии. Поэтому ашуги в основном выступают на природе и на открытом воздухе, так как в этом случае они достигают максимальной гармонии с окружающим миром.

Поэтому, создавая образ вольнолюбивого ашуга Адалята, Натик Алиев решил показать характерные особенности своего героя. «Ашуг Адалят был яркой и харизматической личностью, внесшей огромный вклад в развитие азербайджанского ашугского искусства. Его имя золотыми буквами вписано в историю нашей культуры и будет почитаться последующими поколениями. Это музыкант-поэт, который выработал свой стиль и почерк, благодаря которым его пение и игра всегда узнавались, ведь он обладал своей собственной манерой исполнения, отличающей его от других. Это тот случай, когда творчество автора, его голос, музыка затрагивает глубины души», — вспоминает Алиев.

Автор также рассказывает, какие сложности заключала в себе данная композиция. Ввиду того, что была поставлены задача изобразить музыканта не в полный рост, а лишь показать часть фигуры, поэтому пришлось увеличить ее размеры. Вместе с этим, увеличивался размер самого саза, гриф которого поднимался настолько, что вокруг образовывалась пустота, которую было необходимо чем-то заполнить, чтобы сохранить целостность композиции. Из-за длины грифа терялась плоскость. Нельзя было также допустить, чтобы часть грифа саза вышла за пределы фона, так как это могло пагубно сказаться на композиции. Порой скульпторы принимают решение сделать саз не целиком, срезая часть инструмента, что отрицательно сказывается на визуальном восприятии скульптуры. Для газахцев саз – это культовый инструмент, своеобразный символ региона, где на высоком уровне почитается ашугское искусство. Ведь музыка саза сопровождает человека на протяжении всей его жизни, начиная с рождения, и заканчивая моментом кончины. Поэтому нужно было с особым трепетом и вниманием подойти к теме саза в данной композиции, представив его в выгодном свете. В итоге скульптор принял решение показать музыканта в движении, а саз по диагонали, тем самым, получив необходимую величину музыкального инструмента в соответствии с параметрами фигуры ашуга, не теряя плоскость, на которой автор сделал надписать «Dədə Adalət», как называли ашуга Адалята. Таким образом, скульптор нашел композиционное решение для данной работы.

Работая над композицией, Натик Алиев лепил саз, используя один из именных инструментов Деде Адалята, на котором были выгравированы инициалы Мастера. Саз принес сын ашуга. Принимая во внимание тот факт, что вещи хранят энергетику своих владельцев даже после смерти, наличие подлинного музыкального инструмента, на котором играл ашуг Адалят, помогло Натику муаллиму почувствовать энергетику Мастера и наделить ею скульптуру.

Несмотря на то, что во время исполнения головы ашугов традиционно украшает каракулевая шапка (папаха), скульптор решил сделать музыканта без головного убора, разъяснив, почему он принял такое решение. «У ашуга Адалята были красивые вьющиеся волосы. Посмотрев многие фотографии Мастера, мне очень понравились снимки, где он был без папахи, поэтому я решил показать его шевелюру без каракулевой шапки. Если внимательно присмотреться, то можно заметить, что рукава не застегнуты, чтобы не мешать музыканту играть. Если, к примеру, возьмем мемориальную скульптуру великого кяманчиста Габиля Алиева, то я показал его в тот момент, когда музыкант только собирается начать играть и настраивается, размышляет и находится в состоянии творческого оцепенения. Здесь же другой случай. Ашуг Адалят показан в момент творческого порыва — он свободен и дышит своей игрой», — объясняет автор, отмечая, почему он показал ашуга с закрытыми глазами.

«Во время исполнения дух Мастера словно на время попадал в другое измерение, парил в небесах, создавая космическую музыку, и только после завершения игры возвращался на землю. Поэтому во время игры ашуг часто закрывал глаза, словно отрываясь от реальности. А после завершения игры он как будто пробуждался ото сна и возвращался в свое привычное состояние. Поэтому я решил показать ашуга в момент, когда он закрыл глаза и растворился в своей великолепной музыке. Это невероятная динамика и творческий порыв Мастера, ведь во время исполнения им произведения «Yanıq Kərəm» по коже бегут мурашки, настолько энергична, пронзительна и динамична эта музыка», — подчеркивает Алиев.

Создавая одухотворенный образ ашуга Адалята, скульптор еще больше полюбил ашугское искусство и проникся творчеством великих азербайджанских мастеров этой сферы. Монумент отражает всю сущность Мастера: его характер, черты лица, жесты и мимику, его сильные виртуозные пальцы, дух и энергетику, переданные сазу, свою философию. Характерные особенности личности ашуга, его харизма нашли свое отображение в скульптуре, увековечившей память Адалята Насибова.

Торжественное открытие памятника, воздвигнутого в честь ашуга Адалята, состоялось 15 сентября 2018 года, на котором присутствовали люди, восхищавшиеся творчеством ашуга, пришедшие почтить его светлую память. Организаторы – ИВ Газахского района, общественное объединение «Qazax Xeyriyyə» и Союз ашугов Азербайджана.

Почетные гости: академик Теймур Буньятов, Народный поэт Нариман Гасанзаде, председатель общественного объединения «Qazax Xeyriyyə», доктор физико-математических наук, профессор Ильхам Пирмамедов, председатель Союза ашугов Азербайджана, лауреат государственной премии, заслуженный деятель науки, профессор Магеррам Гасымлы, директор Газахского филиала БГУ, доктор географических наук, профессор Вюсат Эфендиев, старший тренер мужской сборной Азербайджана по вольной борьбе, заслуженный тренер АР, обладатель ордена «Слава» Фирдовси Умудов, заслуженный работник культуры АР Замина Хиналы, а также Видади Байрамов, Пушкин Ахмедов, Рафаэль Инджейюрд, Фикрет Гаджиев, Эльхан Мамедли, Алхан Байрамоглу, Мети Османоглу, Юсиф Али Авшар, Замеддин Зиядоглу, Мамед Афшан, Гафар Сарывелли, ашуг Алтай Мамедов, Бахруз Гарагойунлу, Шамистан Назирли, Рализ Гаравелиев, Ибрагим Ильяслы, Вели Храмчайлы, Бахтияр Рустамоглу, Ахмед Хонтооглу, Ариф Алиев, Варис Елчиев, Авди Гошгар, Турал Алиев, Турал Мамедов, Арзуман Абдулкеримов, Акиф Амиров, Султанханым Насибова, Дурдана Векилова, Чичек Махмудгызы, Ильхама Гасабова, Джыгатель Исагызы и другие.

Поклонники творчества знаменитого ашуга возложили цветы к памятнику, после чего некоторые из присутствующих выступили с небольшой речью, отметив знаковые этапы биографии Адалята и особенности его творчества. Организаторы также подчеркнули, что их решение поручить создание памятника гордости Газахского района ашуга Адалята именно Натику Алиеву, было верным.

Глава исполнительной власти Газахского района Раджаб Бабашов, открывая мероприятие, подчеркнул важность данного события. «Сегодня азербайджанский народ в целом, и все жители Газахского народа в частности переживают важный исторический день. Адалят Насибов более 60-ти лет преданно служил азербайджанской культуре, ашугскому искусству, науке и поэзии. Он живет в сердцах каждого из нас. Наш народ будет всегда любить саз, а бесценные стихотворения Деде Адалята будут жить вечно. Слава ашуга Адалята и его вклад в азербайджанскую культуру никогда не будут забыты», — сказал глава ИВ.

Председатель зонального филиала Газахского района Союза писателей Азербайджана, заслуженный работник культуры, поэт Барат Вусал сказал, что памятник ашугу Адаляту – это настоящий подарок для тех, кто восхищается творчеством знаменитого азербайджанского ашуга, а посещение места установки мемориальной скульптуры для них может стать чем-то вроде паломничества.

Народный поэт Нариман Гасанзаде, выступая на открытии, подчеркнул, что, выслушав все сказанное о Деде Адаляте, он вновь убедился в том, что данный памятник поставлен не только ашугу Адаляту, но и сазу. «Будучи представителем отечественной интеллигенции, я горжусь тем, что мой азербайджанский народ так высоко ценит музыкальные инструменты, труд деятелей культуры и искусство азербайджанских ашугов. Сегодня газахцы могут гордиться тем, что Деде Адалят уже при жизни получил широкое народное признание, и вошел в историю азербайджанской музыкальной культуры своей виртуозной игрой на сазе, навсегда заняв свое место в сердцах азербайджанского народа».

Академик Теймур Буньятов сказал следующее: «Когда я говорю об ашуге Адаляте, мне вспоминаются слова, которые сказал о великом Мастере писатель Мирза Ибрагимов. «Если бы в азербайджанском народном искусстве не было ни одного яркого представителя, мы бы могли выйти на мировую арену только лишь с одним ашугом Адалятом». И это действительно так, я полностью разделяю его мнение, и могу с уверенностью сказать, что сегодня Азербайджан с ашугом Адалятом знают во всем мире, как минимум по его исполнению произведения «Yanıq Kərəm», которое стало визитной карточкой Деде Адалята», — сказал академик, выразив особую благодарность организаторам мероприятия.

Председатель Союза ашугов Азербайджана, лауреат государственной премии, заслуженный деятель науки, профессор Магеррам Гасымлы подчеркнул, что день открытия памятника ашугу Адаляту (15 сентября) вошел в историю не как день его памяти, а как день посещения Деде Адалята преданными почитателями его таланта.

Председатель общественного объединения «Qazax Xeyriyyə», доктор физико-математических наук, профессор Ильхам Пирмамедов отметил, что день открытия памятника ашугу Адаляту стал историческим событием. Он подчеркнул, что ашуг живет в сердцах своих соотечественников не только благодаря своему искусству, но и благодаря своим человеческим и личностным качествам. По его словам, установка памятника ашугу Адаляту можно сравнить с установкой памятника сазу, уникальному музыкальному инструменту. «Сегодня мы можем с гордостью сказать, что Деде Адалят – ашуг ашугов, самый яркий представитель этого искусства в Азербайджане. Мир увидит много новых молодых и талантливых ашугов, но Деде Адалят всегда останется первым».

Затем выступили последователи ашугской школы Деде Адалята: ашуги Али Гулиев, Авди Мусаев и Шаиг Инджали, исполнившие лучшие образцы ашугского искусства. Под музыку «Yanıq Kərəm» с памятника было снято белое покрывало, и зрители смогли увидеть мемориальную скульптуру, воздвигнутую в честь ашуга.

12 июля 2018-го года по решению Правления Общественного объединения «Qazax Xeyriyyə» Натик Алиев был награжден «Почетной грамотой» за проделанную работу.

Член общественного объединения «Qazax Xeyriyyə» Султанханым Насибова рассказала, почему в качестве автора данного монумента был выбран именно Натик Алиев. «Ашуг Адалят – это выдающаяся личность, талантом которого я всегда восхищалась. Наверное, сложно найти второго такого музыканта, которому столько поэтов посвятили свои стихи. После кончины Мастера мы посчитали своим долгом воздвигнуть на его могиле памятник, достойный великого Мастера. Поэтому мы приступили к поиску скульптора, способного создать образ ашуга Адалята. Оказавшись на Аллее почетного захоронения, наше внимание привлекло несколько памятников, установленных сравнительно недавно: мемориальная скульптура Габиля Алиева из бронзы, Зелимхана Ягуба из белого мрамора и Рафиги Алиевой из гранита. Как выяснилось, автор этих работ Народный художник Азербайджана, скульптор Натик Алиев. Посмотрев его скульптуры, мы поняли, что Алиев именно тот, кто нам нужен. С помощью знакомых нам удалось найти его номер телефона, созвониться и встретиться у него в мастерской. Меня поразила культура, манеры и общение Натика муаллима. Он не просто большой мастер, а настоящий интеллигент, что ощущается с первых минут общения. Мы рассказали скульптору про проект, и, несмотря на финансовые трудности, Алиев сразу согласился нам помочь, и сказал, что материальная сторона для него носит второстепенный характер, так как на первом месте всегда стоит творчество, поэтому изготовил работу за полцены. Если говорить о финансовой стороне проекта, то средства предоставили четыре стороны: глава ИВ Раджаб Бабашов, общественное объединение «Qazax Xeyriyyə», семья ашуга Адалята и Фикрет Гаджиев.

На протяжении всего творческого процесса Раджаб муаллим, Ильхам муаллим, сын Хекяйат и я регулярно посещали мастерскую автора, интересуясь ходом работы. Получив всю необходимую информацию, Натику Алиеву удалось создать замечательный образ ашуга Адалята. Смотря на работу, видно, что он вложил в нее свою душу, проработал до мелочей. Несмотря на то, что скульптура выполнена из гранита, от нее веет теплом и положительной энергетикой, а Деде Адалят предстает перед нами на сцене в пик творческого порыва. Памятник даже превзошел наши ожидания. Мое сердце успокоилось, когда на церемонии открытия я убедилась, что созданная Натиком Алиевым скульптура достойна ашуга Адалята. Хочу особо отметить, что Натик муаллим не ограничился лишь исполнением, а лично присутствовал во время установки памятника, а также на последующих мероприятиях», — сказала Султанханым Насибова.

После создания мемориальной скульптуры ашуга Адалята, Натику Алиеву было предложено создать памятники двум другим ярким представителям этого искусства, родом из Газаха: ашугу Алескеру и ашугу Шамшерину, которые установлены в центре Газаха.

Рустам Гасымов

www.yenicag.ru

529
NOVOYE-VREMYA.COM