Мазаир Гашимов: «Я, и как режиссер, и как азербайджанец, рад представлять свою страну» - ИНТЕРВЬЮ

«Это стало очередным доказательство того, что Эльдар Гулиев, как профессор и педагог, очень нужен Азербайджанскому кинематографу!»

На днях на кинофестивале «Bronx World Cinema» в Нью-Йорке (США) нашу страну представил режиссер Мазахир Гашимов с фильмом «Элиза», снятого на студии «Debüt».

Информационно-аналитической онлайн газете Yenicag.Ru удалось побеседовать с азербайджанским режиссером Мазаиром Гашимовым, который рассказал нам о своей картине.

— Мазаир, поздравляю с показом Вашей кинокартины в США. Давайте начнем со следующего вопроса – как зародилась идея снять этот фильм? Какова история создания этой картины…

— Спасибо за поздравление, Рустам! Как вы знаете, я выпускник Всероссийского государственного института кинематографии имени С.А. Герасимова (ВГИК), и этот фильм стал моей дипломной работой. Признаюсь, идея не моя. Автор сценария азербайджанская поэтесса и прозаик Елена Андреева. Когда в министерстве обсуждалась моя дипломная работа, я получил этот материал. Честно говоря, не сразу согласился, так как у меня был свой материал, утвержденный комиссией государственного экзамена во ВГИК-е. Но мой проект для студенческой работы посчитали слишком высокобюджетным. Несмотря на это, дипломную работу нужно было снимать, поэтому я согласился. Конечно, сделал некоторые изменение в материале, пересмотрел его и вот, у нас получился фильм, который мы сегодня обсуждаем (улыбается).

— Не могли бы Вы немного рассказать о ее сюжете? Он основан на реальных событиях?

— Сюжет вымышленный, но и не фантастика. «Элиза» – это история о девушке, которую после смерти матери воспитала тетя. Упрямство мешает Элизе устроить личную жизнь. Тетя, у которой больше нет сил терпеть эти капризы, решает вмешаться и знакомит ее с молодым человеком, после чего ее жизнь меняется. Вот такая простая история…

— Какие проблемы затрагиваются в фильме? На что Вам хотелось обратить внимание зрителей? Насколько актуален этот фильм?

— В фильме мы видим, как сама Элиза смотрит со стороны на свою жизнь в маленьком телевизоре. Этим я показал ее жизнь в маленькой рамке. Порой мы сами того не замечая, попадаем в сети своих же принципов. На месте Элизы могла оказаться любая девушка или молодой/пожилой человек. У всех в голове свои тараканы, которые иногда не дают нам нормально жить. Вот в образе Элизы я и показал, что нельзя делать себя жертвой своих же принципов.

— В чем основной посыл фильма и его главная идея?

— Если говорить коротко, то он звучит так — если тебе действительно что-то нужно, пойди и возьми это, не упрямься, не загоняй свою жизнь в рамки, за пределы которой нельзя вырваться…

— Какой жанр у фильма «Элиза»?

— Это мелодрама, романтическая комедия.

— Как Вы подбирали актеров на главную роль? Какие критерии Вы использовали при отборе?

— Мы пробовали на эту роль много актрис, но наши поиски не увенчались успехом. Процесс затянулся, но я не отчаивался. Искал девушку с большими глазами и с невинной красотой. Многим пришлось услышать «нет» и Эльдар Гулиев в этом меня поддерживал. Он всегда говорил — «Мазаир, не торопись, поищи хорошенько». В конечном итоге чисто случайно нашу Элизу (Дениз Таджаддин) я встретил на киностудии Азербайджанфильм.

Мы столкнулись с ней в коридоре. Я подумал, а почему бы нам не попробовать эту девушку, позвал второго режиссера кинокартины Джабира Гаджиева и рассказал ему о Дениз Таджаддин. Мы пригласили ее пройти кастинг, во время которого я сказал, что эта кандидатура прекрасно подходит на эту роль, причем по всем параметрам. Это была наша Элиза!

— Художественным руководителем данной кинокартины стал кинорежиссер, Народный артист Эльдар Гулиев. Как Вам работалось вместе, совпадали ли ваши взгляды во время съемок, насколько Вам помогло сотрудничество со столь опытным и именитым коллегой?

— Во-первых, я очень счастлив, что лично познакомился с этим человеком, профессором, режиссером Эльдаром Гулиевым! Это одна из причин, почему я люблю этот фильм и ВГИК. За время учебы во ВГИК-е я лично познакомился со многими выдающимися режиссерами, операторами, сценаристами и актерами, к примеру, с Меньшовым, Хотиненко, Баталовым, Михайловым, Соловьевым, Арабовым, Юсовым и, конечно, же, нашим профессором тоже выпускником ВГИК-а Эльдаром Гулиевым. Как привыкли говорить во ВГИК-е, мы одной крови «ВГИКОВЦЫ».

Профессор Эльдар Гулиев дал мне полную свободу действий, но на протяжении всей работы помогал и давал ценные советы. Честно говоря, когда меня пригласили к нему, я подумал, что с ним будет трудно работать. Однако, пообщавшись, я удивился простоте и открытости этого замечательного человека, а его манера работы со студентами меня просто поразила. Это стало очередным доказательством того, что Эльдар Гулиев, как профессор и педагог, очень нужен Азербайджанскому кинематографу! Сегодня таких титанов отечественного кинематографа осталось совсем немного. Вы не зря отметили, что мы с ним коллеги, именно так он и смотрел на меня, как на своего коллегу, несмотря на большую разницу в возрасте и опыте. Я очень благодарен Эльдару муаллиму за его чуткость, помощь, поддержку, общение и опыт, которым он со мной поделился! Работать с ним было одно удовольствие. Уверен, полученные знания помогут мне в дальнейшей профессиональной деятельности.

— Расскажите про команду, которая создавала эту картину. Насколько слажено проходили съемки и как долго они длились?

— Команда у нас собралась профессиональная и довольно дружная. Наш художник — Шаин Гасанлы, второй режиссер — Джабир Гаджиев, грим – Аделиа Мамедова, оператор-постановщик — Юрий Варновский, фокуспуллер – Теймур Абдуллаев, монтаж — Эльшан Багиров, звук – Роман Мамедов, исполнительный продюсер — Фуад Азизов, и, конечно, же, художественный руководитель картины кинорежиссер, профессор Эльдар Гулиев. Актерский состав следующий: Дениз Таджаддин, Хиджран Насирова и Тогрул Рза.

Благодаря слаженной работе команды и взаимопониманию с актерами, съемки прошли довольно быстро. Нам потребовалось всего пять дней, чтобы отснять всю картину. Съемки проводились в двух городах: Баку и Сумгайыте.

— Сейчас все чаще можно услышать, что режиссерам следует снимать фильмы мирового уровня, которые будут интересны не только нашей публике, но и вызовут интерес в других странах мира. Что Вы об этом думаете и насколько фильм «Элиза» соответствует этому определению?

— Как говорит мой мастер: «Уже в мире не катит понятие восточное кино, западное кино и т.д. Киноязык в мире один… Он универсален и мы прекрасно понимаем друг друга…».

Однако, стоит подчеркнуть, что здесь есть одно «но». Дело в том, что у нас должна быть своя тема, чтобы вызвать интерес у европейской или американской публики, а для этого, конечно, нам нужны современные талантливые сценаристы, с помощью которых мы бы смогли выйти на мировой уровень. Нам нужны интересные увлекательные сценарии, которые заинтересуют не только местную публику, но и вызовут эмоции и интерес в других странах. Нельзя снимать местечковое кино. В мире все меняется, вы заметили, что многие люди сегодня не читают книги просто потому, что печатные книги не такие яркие по сравнению с журналами или планшетами. В них практически нет фотографий или иллюстраций. Порой даже дети не смотрят наши любимые старые советские мультфильмы по той лишь причине, что используемые в них цвета немного блеклые и не отличаются яркостью. Это касается и идей фильмов. Поэтому нужно идти в ногу со временем и ориентироваться на то, что актуально и интересно сегодняшнему зрителю. Главное — работать и продолжать действовать, что в будущем обязательно принесет свои плоды.

А если говорить непосредственно о фильме «Элиза», то, думаю, в этой кинокартине больше они, чем мы (улыбается).

— И напоследок, как, по-Вашему, показ фильма «Элиза» на престижном кинофестивале в США можно назвать развитием азербайджанского кино, которое часто упрекают в застое?

— Азербайджанское кино, можно сказать, потихоньку поднимается. Лихие 90-е годы прошлого столетия не могли не отразиться на отечественном кинематографе. Поколение 90-х просто не знали, что такое кинотеатр. Однако, после издания указа президента Азербайджана «О развитии азербайджанского кинематографа в 2008-2018 гг.» ситуация изменилась в лучшую сторону.

Как видите, сегодня открываются современные кинотеатры с использованием новейших технологий и аппаратур. Снимаются коммерческие и авторские фильмы. Это уже признак того, что кино развивается. Ежегодно наши фильмы получают приглашение на разные международные кинофестивали, причем, не только участвуют, но и получают призы и престижные награды. Приятно, что сегодня мой фильм показали на кинофестивале «Bronx World Cinema». Я, и как режиссер, и как азербайджанец, конечно, рад представлять свою страну, тем более за океаном. Это для меня большая честь! Думаю, каждый режиссер мечтает хотя бы один раз жизни побывать в Голливуде.

— Мазаир, спасибо Вам большое за интересную и содержательную беседу. Мы Вам желаем удачи, творческих успехов и исполнение Вашей заветной мечты.

— Вам спасибо, что пригласили и выслушали!

Фотографии предоставлены Мазаиром Гашимовым

Рустам Гасымов

www.yenicag.ru

1526
UTRO.AZ
NOVOYE-VREMYA.COM