Концерт памяти легендарной Марии Каллас – ФОТОСЕССИЯ

Величайшая дива и примадонна оперного искусства двадцатого столетия была целеустремленной женщиной, бросившей вызов критике, оперным импресарио и публике своим безудержным восхождением к вершине музыкального мира. Когда она умерла в 1977 году, Пьер-Жан Реми, парижский оперный критик, сказал о ней: «После Каллас опера никогда не будет такой же, как раньше».

В минувшие выходные в Азербайджанской Государственной Филармонии имени Муслима Магомаева прошел концерт, посвященный 40-ой годовщине смерти замечательной певицы Марии Каллас. Мероприятие было организовано посольством Греции в Азербайджане при поддержке Министерства культуры и туризма АР.

Открыла вечер председатель ассоциации Италия-Азербайджан Паола Казагранде, которая отметила важность развития культуры и ее роли в сплочении народов и государств, отметив роль Марии Каллас и ее влияние в мире оперного искусства.

С приветственным словом выступил посол Греции в Азербайджане господин Димитриос Цунгас, который подчеркнул, что вечер посвящен также 25-ти летней годовщине установления дипломатических отношений между Азербайджаном и Грецией.

Музыковед Вафа Гамидова познакомила собравшуюся публику с наиболее значимыми моментами биографии великой оперный певицы.

Мария Каллас — греческая и американская певица, одна из величайших оперных певиц XX века. С самого начала выступала как драматическая колоратура, позже — как лирико-драматическое сопрано, в последние годы жизни стала исполнять партии меццо-сопрано.

Восторженные зрители при жизни наградили её титулом La Divina — «Божественная». Мария Каллас стоит в ряду таких реформаторов оперы, как Рихард Вагнер и Артуро Тосканини.

Мария Каллас (настоящее имя Мария Анна София Цецилия Калогеропулу) родилась 2 декабря 1923 года в Нью-Йорке, в семье греческих эмигрантов. Несмотря на небольшой достаток, родители решили дать ей певческое образование. Необыкновенный талант Марии проявился еще в раннем детстве.

Казалось, что в оперных партиях Каллас проживает кусочки своей жизни. Одновременно она отражала и женскую судьбу вообще, любовь и страдания, радость и печаль. Образы Каллас всегда были полны трагизма. Ее любимыми операми были «Травиата» Верди и «Норма» Беллини, так как их героини приносят себя в жертву любви и этим очищают душу.

На протяжении семнадцати лет Каллас пела практически не жалея себя. Исполнила около 40 партий, выступив на сцене более 600 раз. Кроме того, непрерывно записывалась на пластинки, делала специальные концертные записи, пела на радио и телевидении. Мария Каллас оставила сцену в 1965 году. Каллас воплощала страстный артистизм на сцене, обладая несравненной внешностью как актриса. Это сделало ее всемирно известной исполнительницей, одаренной от природы. Ее изменчивая индивидуальность заслужила ей у восхищенной, а иногда и озадаченной публики прозвища Тигрица и Циклон Каллас.

Последние годы жизни Мария Каллас жила в Париже, практически не выходя из квартиры, где и скончалась в 1977 году.

В этот вечер на сцене филармонии выступал Азербайджанский государственный симфонический оркестр под управлением Заслуженного артиста АР, дирижера Эйюба Гулиева, который прекрасно руководил оркестром — это был один организм, который жил и творил на сцене.

Публике представили произведения Дж. Верди, Дж. Пуччини, В. Беллини, А. Каталани, К.В. Глюка, Ф.Генделя, П. Мускаритоло, К. Ализаде в исполнении музыкантов симфонического оркестра и солистов Фариды Мамедовой (сопрано), Ильхама Назарова (контратенор) и Адиля Ахундова (тенор).

Художественный директор концерта – Стефано Мускаритоло, итальянский композитор.

Заслуженная артистка АР Фарида Мамедова, как всегда, была обворожительна, великолепно исполнив оперные арии, вживаясь в сценические образы героинь. Публика восторженно реагировала на каждое выступление певицы, устраивая ей овации. Ее артистизм завораживал слушателей, которые восхищались ее пением: магия так и лилась со сцены в зал, поглощая все, кроме гениальной музыки, талантливой певицы и незримо присутствующей в зале Марии Каллас.

Заслуженный артист АР Ильхам Назаров своим великолепным голосом (контратенор) поразил собравшуюся публику, которая была в восхищении от его исполнения. Итальянский композитор Стефано Мускаритоло написал музыку на стихи, посвященные Марии Каллас, которые с чувством прочитал на итальянском языке Ильхам Назаров. Гости были поражены мастерством артиста, его чувственностью и шармом. Благодарные меломаны долго не отпускали со сцены артиста, выражая признательность его таланту.

Заслуженный артист АР Адиль Ахундов в этот вечер был на высоте, превосходно исполняя музыкальные произведения. А уж их любовный дуэт из первого акта с Фаридой Мамедовой из оперы Дж. Пуччини «Мадам Баттерфляй» имел ошеломительный успех у собравшихся гостей в этот вечер в бакинской филармонии. Это было божественное исполнение Чио-Чио-Сан и Пинкертона.

Приятно видеть, как развивается Ильхам Назаров, раскрывая свой творческий потенциал. Раньше он пел как бас-баритон, затем Назаров стал радовать публику своими выступлениями, как контратенор, используя чарующий тембр. А вчера мы стали свидетелями другого таланта азербайджанского исполнителя, который декламировал стихотворение «Timor de mi», написанное известным итальянским режиссером, писателем и поэтом Паоло Пазолини (музыку написал итальянский композитор Стефано Мускаритоло). Стихотворение, посвященное Каллас, было блестяще и очень эмоционально зачитано Ильхамом Назаровым, который постарался передать чувства и воздать день уважения легендарной греческой диве. Не вызывает сомнений, что нашего ведущего азербайджанского контртенора ждет большое будущее.

Информационно-аналитической газете Yenicag.Ru удалось пообщаться с солистами Заслуженными артистами Азербайджана Ильхамом Назаровым и Фаридой Мамедовой, которые с удовольствием поделились своими впечатлениями о прошедшем вечере.

Ильхам Назаров (контратенор)

«Это был потрясающий концерт, посвященный легендарной оперной исполнительнице, снискавшей мировую славу Марии Калласс. Выступать на столь значимом концерте и исполнять знаменитые барочные произведения почетно, и я рад, что все прошло успешно. Первое произведение, которое я спел, была ария Орфея из одноименной оперы К.В. Глюка, которую в свое время исполняла Каллас. Петь эту арию, как контратенор было крайне ответственно. Подчеркну, что это была премьера, ведь я впервые исполнил это произведение как контратенор для бакинской публики с Азербайджанским государственным симфоническим оркестром, хотя эту арию, в большинстве случаев, поют с камерным или оперным оркестром. Вторым произведением стала ария Ариоданте из одноименной оперы Фридриха Генделя.

Было приятно видеть столь теплую реакцию зала и бурные овации, крики браво и поздравления после концерта. Меня радует, что за годы выступления как контратенор мне удалось заработать любовь и поддержку моих дорогих слушателей, которые всегда меня поддерживают и приходят на мои выступления. Отрадно, что публику радуют барочные произведения в моем исполнении. Это дорогого стоит. Приятно, что с каждым разом в Азербайджане все больше и больше внимания уделяется именно удивительной по своей красоте барочной музыке. Это вдохновляет на творчество и покорение все новых и новых вершин.

Несмотря на большой опыт выступлений, я никогда не читал стихи, и вот, на этот раз, мне довелось попробовать себя в роли артиста, декламирующего известное стихотворение Пазолини, посвященное Марии Каллас, музыка написана Стефано Мускаритоло для симфонического оркестра. Рад, что мое выступление обрадовало моих слушателей. Мне очень приятно», — сказал Ильхам Назаров, выразив отдельную благодарность организаторам мероприятия.

Фарида Мамедова (сопрано)

«Искусство Марии Каллас, легендарной певицы, феноменальной актрисы, для каждого исполнителя является тем недосягаемым эталоном, к которому можно стремиться всю жизнь. Вот уже спустя 40 лет после кончины La Divina («божественной») ее творчество, вызывающее и восторги, и критику, и споры, продолжает оставаться актуальным для все более новых поколений музыкантов и меломанов.

Я необычайно счастлива, что по инициативе посольств Греции и Италии в Баку было проведено столь грандиозное мероприятие, посвященное памяти Каллас. Мне известно, что организаторы весьма скрупулезно отнеслись к подбору солистов и программе концерта, большую часть которой составляли арии, и сцены из опер, в которых некогда блистала великая певица. Прозвучали также произведения, написанные специально для этого вечера — Увертюра на греческие темы Кямали Ализаде и 3-частная сюита «Медея», посвященная одной из любимых героинь Каллас.

Я чувствовала огромную гордость, но также ответственность и благоговейный трепет, ведь именно на мою долю, как сопрано, выпало озвучить все те оперные фрагменты, которые были связаны со знаковыми этапами жизни Марии Каллас, и постаралась максимально передать все разнообразие чувств каждой из героинь. Это и сложнейшая каватина гордой испанки Леоноры из оперы Дж. Верди «Трубадур», и сцена — предсмертная галлюцинация монахини Анжелики, потерявшей ребенка, из оперы Дж.Пуччини «Сестра Анжелика», и трагическая ария Валли из одноименной оперы А.Каталани, и, конечно же, каватина Нормы из оперы «Норма» В.Беллини — одной из коронных партий певицы.

Кроме того, в финале концерта мне предложено было спеть вместе с тенором Адилем Ахундовым большой любовный дуэт из оперы Дж.Пуччини «Чио-Чио-Сан», вызвавший огромные овации у публики.

В качестве эпилога я исполнила 3 часть сюиты Стефано Мускаритоло «Медея», написанную как вокализ, и олицетворяющую послание великой Каллас потомкам. Я хочу поблагодарить всех организаторов вечера и от души поздравить участников концерта — это Азербайджанский симфонический оркестр имени У.Гаджибейли под чутким руководством дирижера, заслуженного артиста Эйюба Кулиева, а также тенора Адиля Ахундова и контратенора Ильхама Назарова за радость совместного творчества», — сказала Фарида Мамедова.

Браво нашим музыкантам симфонического оркестра, маэстро Эйюбу Гулиеву, Фариде Мамедовой, Ильхаму Назарову и Адилю Ахундову!

Отдельная благодарность композитору Стефано Мускаритоло за концерт и прекрасный вечер.

Отметим, что данный концерт транслировался для делегации Европейского Союза, находившейся в Ленкорани в связи с Днем Европы- 2017!

Участникам концерта памяти Марии Каллас была подарена открытка со словами благодарности и подарок посла Греции — подвеска из мрамора с горы Пентели, из которого был построен Парфенон.

Марию Каллас до сих пор помнят и любят истинные ценители оперного искусства. У нас в Азербайджане она является эталоном исполнения оперных партий.

Дэвид Лоу в 1986 году написал так: «Мария Каллас имела сопрано, которое доводило публику до неистовства. Ее вокальные и личные взлеты и падения были так же драматичны и экстравагантны, как судьбы оперных героинь, которых она играла».

Рустам Гасымов
Yenicag.Ru

www.yenicag.ru

1221
NOVOYE-VREMYA.COM
www.newsroom.kz