Израильский писатель: «Турецкий султан послал целый флот в Испанию, чтобы спасти евреев — мы этого никогда не забудем»

На вопросы Информационно-аналитического портала «Yenicag.Ru — Новая Эпоха» отвечает известный израильский писатель Яков Шехтер

«Завтра лучше, чем вчера»

— Господин Шехтер, давайте немного об Израиле. Еврейское государство можно считать полностью состоявшимся?

— Семантика – одна из главных проблем нашего времени. Люди часто называют разные понятия одними и теми же словами, а потом весьма успешно путаются в собственных определениях. Если Вы объясните, какой смысл Вы вкладываете в понятие состоявшееся государство, да еще полностью, я смогу дать более исчерпывающий ответ.

В любом случае, на сегодняшний день Израиль, созданный на песках каких-нибудь 70 лет тому назад, входит в десятку самых развитых государств мира. Без нефти, без золота, алмазов или урана, только на основе интеллектуальной мощи своего населения. Государство, запускающее спутники, достигшее Луны, давно перегнавшее многих и многих по уровню жизни и главное, по длине жизни, наверное, можно по любым критериям причислить к состоявшимся.

Яков Шехтер

— Даже сами евреи признаются, что сила и мощь Израиля в зарубежной диаспоре, в первую очередь в еврейском лобби Америки. Как вы думаете, сможет ли дальше просуществовать Израиль без помощи и поддержки диаспоры?

— Хочу Вас разочаровать, невозможно определить, в чем признаются сами евреи. Мы одна из самых древних существующих в мире наций, то есть группы людей осознающих себя как народ, и возможно, поэтому давно научились тому, что многие народы только начинают осваивать. В первую очередь я имею в виду свободу мнений. Мы часто смеемся, что у трех евреев четыре мнения. Это, на мой взгляд, один из главнейших показателей свободы и подлинной демократии.

Несомненно, существует некоторое количество евреев, поддерживающих сформулированную вами точку зрения. Но одновременно можно без труда отыскать точно такое же, или куда большее количество, я не занимался статистическим исследованием этого вопроса, так не считающих, или считающих ровно наоборот. Когда я в юности спрашивал моего дедушку, проводившего ночи у радиоприемника, прослушивая разные Голоса, почему он с таким интересом и вниманием изучает советские газеты, дедушка, пряча улыбку, отвечал, что в них он – наконец-то! – чувствует себя хозяином мира. Миф о всемирном владычестве еврейского лобби, еврейских денег, и еврейских масонов был весьма популярен в советской прессе. Он весьма успешно дожил и до наших времен.

— Израиль обычно разделяют на две части, то есть общество израильское состоит в основном из западных (англоязычных) и из советских (русскоязычных) евреев. Вес какой группы в элите еврейского государства более ощутим?

— Не знаю, откуда вы взяли такую классификацию. В Израиле живет несколько миллионов евреев выходцев из арабских и тюркских стран, Ирана, Ирака, Афганистана, Турции. Они прекрасно освоились в стране, основанной выходцами из Российской империи, занимают важнейшие государственные посты, успешные бизнесмены, артисты, музыканты, художники. Как раз англосаксонских евреев тут меньшинство.
Мне трудно сказать что либо про удельный вес той или иной группы в элите или вообще в какой либо другой прослойке израильского общества. Этими подсчетами никто особо не занимается, несколько поколений родившихся на этой земле людей считает себя просто израильтянами, без принадлежности к какой-либо группе. Ну, подсмеиваются над «русскими» бабушками с их вечным вопросом «что ты сегодня кушал», над марокканскими крикливыми мамами, над польскими скандальными тетками, но это все скорее относится к разряду юмора, чем к серьезной селекции общества.

— Еврейские просветители, вернее интеллигентные члены еврейских общин во многих стран мира внесли огромный вклад в развитие науки, литературы и культуры этих стран. Удалось ли сформировать такую элиту (просветителей) в самом Израиле?

— Конечно, посмотрите на совершенно непропорциональное количество населения и успехи Израиля в науке, медицине, сельском хозяйстве, электронике, хай-теке и т.д. Зайдите в израильские музеи и картинные галереи, полные произведениями современного искусства, посчитайте огромное количество издаваемых в этой маленькой стране книг. Театры, симфонические оркестры, балетные труппы, джаз и рок концерты, бесконечные фестивали разного рода: чего только у нас нет!

— Насколько распространен иврит среди евреев мира и какой диалект семитской группы языков считается грамматикой, общим языком для общения?

— В отличие от бытующего мнения, на самом деле иврит никогда не умирал. Да и как может умереть язык, на котором три раза в день молятся, на котором написаны все святые книги народа. Во всех странах рассеяния раввины писали свои комментарии и книги только на иврите. Существует огромная библиотека из многих тысяч томов, написанная со времени ухода в изгнание и до возвращения на свою землю. Поэтому ученый книжник из Марокко моментально находил общий язык с таким же ученым из Польши, Йемена или Франции. Но этот иврит был книжным языком, в нем не хватало многих современных понятий. Начиная с середины 19 века язык стал стремительно наверстывать пропущенное и сегодня это великолепный, мощный, древний и современный язык, на котором говорят во всех еврейских общинах нашей планеты. Могу засвидетельствовать, когда я сбивался с дороги в Нью-Йорке или Париже, то просто останавливался на месте, ждал, пока появится человек с еврейской внешностью и обращался к нему на иврите. Худо-бедно, отвечали все. У иврита есть своя грамматика, не имеющая никакого отношения к группам, общины отличает только произношение: ашкеназское, сефардское, йеменское. Но это не такое различия, из за которого становится невозможным понимание.

— Вы сами пишите в основном на русском и у вас немало читателей среди советских евреев, и кстати не евреев. Если бы вы писали исключительно на иврите, смогли бы стать таким популярным каким являетесь в русскоязычной аудитории?

— Про историю говорят, что она не знает сослагательного наклонения. Я думаю, то же самое можно сказать про судьбу. Всевышний посылает душу каждого человека в этот мир с определенной задачей, которую может выполнить только он. Меня, судя по всему, послали для выполнения работы в русскоязычной аудитории. Откуда мне знать, как бы сложилась моя творческая судьба на иврите? Как говорят: хочешь рассмешить Всевышнего, расскажи Ему о своих планах.

— В России говорят, что эмигрирующие из России еврейские деятели культуры, писатели, актеры, режиссеры, профессора долго не могли жить в Израиле и возвращались обратно. Приводят в пример Хазанова, которого в Израиле никто не слушал, и он вернулся обратно и продолжил выступать перед русской публикой. Помимо бизнесменов и олигархов, которые перебрались в Израиль из бывшего СССР, какие представители интеллигенции нашли свое достойное место в еврейском государстве?

— Мало ли что говорят в России… И кто говорит, тоже большой вопрос. Информация, которые Вы приводите, самые настоящие фейк-ньюс. Начнем с того, что переезд в Израиль называется не эмиграцией, а репатриацией, возвращением на Родину. Еврей, приезжающий в Израиль уже в аэропорту получает все права и становится полноправным гражданином, точно таким же, как те, кто родились тут, строили эту страну, воевали за нее, теряя близких и любимых.

Полноправие – не пустой звук. Его можно ощутить, видя, как прекрасно устраиваются в Израиле сотни тысяч евреев из бывшего СССР. Даже деятели культуры, которым очень трудно прижиться на новом месте, в большинстве своем находят свою нишу.

Писатели Дина Рубина, Давид Маркиш, Игорь Губерман, Анатолий Алексин, Григорий Канович, Ицхак Мерас, режиссер Евгений Арье с целым театром «Гешер» составленным в большинстве своем из актеров, выходцев из России, среди которых Леонид Каневский. Художники Михаил Гробман, Александр Окунь, Ян Раухвергер, великий джаз-композитор Вячеслав Ганелин, половина всех симфонических оркестров Израиля, Михаил Зиниград, ректор Ариэльского университета, Роман Кацман и Денис Соболев, заведующие кафедрами литературы Бар-Иланского и Хайфского университетов.

Я называю имена, которые на слуху, невозможно перечислить все тысячи историй успеха писателей, журналистов, художников, музыкантов, научных работников. Что же касается Геннадия Хазанова, он никогда не репатриировался в Израиль, так что приводить его в пример не стоит.

— Выше мы говорили о западных и советских евреях в Израиле. Между ними есть какая-то конкуренция в политике, бизнесе и в других сферах? Например, азербайджанские евреи там создали свою ассоциацию. Насколько мне известно и центральноазиатские (бухарские) тоже объединились вокруг единой организации. Как это разнообразие отражается на общественно-политической жизни страны?

— Конкуренция есть и еще какая, но не по принципу страны исхода, а на основании личных способностей и возможностей. В бизнесе, откуда ты приехал мало кого волнует, волнует, что ты умеешь и можешь сделать. В политике некоторые деятели все еще пытаются разыгрывать замусоленную карту общинной принадлежности, но уже куда с меньшим успехом. Основная масса из миллиона репатриантов выучила язык, устроилась на работу, обзавелась квартирами, автомобилями, летает по всему миру вольными туристами. Люди чувствуют себя нормальными гражданами своей страны и на выборах голосуют, как нормальные граждане, а не люди второго сорта, скованные кандалами общинной принадлежности. Практически выходцы из всех стран рассеяния создали в Израиле свои организации, но состоят в них в основном пожилые люди или социальные случаи. Устроенному человеку такая организация ничем помочь не может. Да он и не нуждается в помощи.

— Вы выходец из Украины и положение еврейских общин в этой стране всем известно. Я даже читал в истории украинской еврейской общины, что первый холокост в истории устроил Богдан Хмельницкий и Украина до установления советской власти была страной, где антисемитизм был на самом высоком уровне. Как евреям все-таки удалось «покорить» такую страну в 21 веке?

— Богдан Хмельницкий, да сотрется имя злодея, был самый настоящий бандит и убийца. От него досталось не только евреям. Поговорите с поляками, что они о нем думают. В историю Польши его имя вписано кровавыми буквами десятков вырезанных подчистую сел и местечек. Да и украинцам он немало навредил, в политическом плане Хмельницкий оказался настоящим предателем, на несколько веков закабалившим Украину имперским ярмом великодержавной России. В истории еврейско-украинских отношений куда больше черного и серого, чем белого. Но мы уповаем на перемену к лучшему и надеемся, что в двадцать первом веке предрассудки и суеверия, создававшие предрасположенность к худшему, развеются, как дым. Ваш вопрос о «покорении» Украины относится именно к этой области. Наличие нескольких евреев в элите 45 миллионной страны невозможно определить таким термином. Да и вообще, судить о человеке по его национальной принадлежности, а не потому, что он успел сделать, что декларирует, чего добивается, есть самый настоящий пережиток средневековья от которого надо решительно избавляться.

— Об отношениях Азербайджана и Израиля знают все, и о положении еврейской общины в Азербайджане тоже. Например, роль посла Азербайджана в Израиле выполняют главы правительств еврейского государства и это тоже беспрецедентное политическое событие в мировой практике, наверное, и Азербайджан одна из редких стран мира, где вообще нет антисемитизма. Если обратить внимание на положение евреев в Турции, то там тоже наблюдается аналогичная картина, не считая политические страсти вокруг Палестины, которая при Османской империи была под протекторатом Турции. По-вашему, какие исторические корни связывают наши народы — тюрков и евреев? В Коране написано, что отца пророка Авраама, праотца евреев и арабов, звали Азером. Что написано в Талмуде или Танахе об этом?

— Еврейско-турецкие отношения невозможно даже сравнить с еврейско-украинскими. Османская империя умела мудро управлять живущими в ней народами. Еврейский народ никогда не забудет, что турецкий султан Баязид Второй послал целый флот, чтобы вывезти из Испании около семидесяти тысяч изгоняемых евреев. Он обеспечил им максимально благоприятные условия, распределив их по всей империи и снабдив специальным фирманом, предписывавшим местным властям принять переселенцев с вниманием, заботой и гостеприимством. Так евреи появились в Стамбуле, Салониках, Измире, Эдирне и прожили там сотни лет спокойно и мирно, пользуясь свободой вероисповедания.

Европейская история рисует султанов и вообще турок, как кровавых, распущенных и алчных людей. На самом же деле Султаны Османской империи своим мудрым и гуманным правлением показали достойный пример всему человечеству, а отношения между турецким народом и еврейским меньшинством всегда были дружественными и уважительными. Российское и украинское общественное сознание относится к туркам как к извечному врагу и поэтому приписывает им множество отрицательных черт. В историю нашего народа Турция вошла как одна из самых светлых стран на фоне темного царства европейского средневековья.

В последние годы отношения между Израилем и Турцией усложнились, но я думаю, это временные трудности. У меня есть друзья, выходцы из Стамбула, они всегда вспоминают о своем детстве и юности, проведенных в Турции и оставленных там друзьях и одноклассниках с самыми теплыми чувствами.

Что же касается имени праотца Авраама, то в Пятикнижие он именуется Терах, а устное предание рассказывает о нем много интересных историй. Его жену, мать Авраама, звали Амталай бат Карнаво. Вполне вероятно, что у Тераха-Азера, было несколько имен, как например, у прародителя друзов пророка Итро.

Я ни в коем случае не ставлю под сомнение ни одной буквы, ни одной черточки, написанной в Коране. Святые книги надо не читать, а бережно изучать, все увиденные нами противоречия только кажущиеся. Их причина – наше непонимание текста.

У евреев и тюрков славное, доброе прошлое. И я искренне верю, что будущее будет еще лучше.

Беседовал: Кавказ Омаров

www.yenicag.ru

5360
NOVOYE-VREMYA.COM