Галина Дмитрук: «Мои куклы - живые женские образы, слегка прикрытые от посторонних глаз…» - ИНТЕРВЬЮ

Интервью Информационно-аналитической онлайн газеты Yenicag.Ru с известным мастером авторской куклы из Беларуси, постоянным участником Бакинского международного биеннале кукол «Fusion doll» Галиной Дмитрук, чьи куклы находятся в частных коллекциях в Германии, Бельгии, Швейцарии, США, Азербайджане и других странах мира.

— Галина, существует мнение, что авторские куклы – это роскошь, которую могут позволить себе исключительно VIP персоны. Что Вы думаете по этому поводу и что для Вас авторские куклы?

— Куклы бывают разные. Если говорить о материальной составляющей, то ценовой диапазон весьма широк. Все зависит от имени автора, материала, из которого изготовлена кукла… Уверена, в мире есть очень даже демократичные в этом смысле работы. Но мне более приятна мысль о том, что действительно достойные куклы — это та роскошь, которую могут себе позволить исключительно тонко чувствующие, глубокие люди, обладающие исключительным вкусом. Я нахожусь немного по другую сторону. Я не обладатель своих кукол. Они, как правило, очень быстро находят новых владельцев, но я имею счастье создавать их. Мои куклы — это неотъемлемая часть моей жизни, которая приносит мне огромное удовольствие.

— Давайте непосредственно перейдем к Вашему стилю. Ваши работы сочетают в себе «гламур», «моду», «красоту» и «свободу». Как Вы пришли к такому стилю?

— В разные периоды моего творчества меня «трогали» разные вещи. В более юном возрасте — мода, далее — взаимоотношения людей, какие-то острые, глубоко психологические моменты. С появлением моего сына я стала смотреть на мир в более позитивном ключе и видеть, в первую очередь, красоту. Конечно же, все свое отношение к реальности я честно и откровенно привносила и привношу в кукол. С возрастом мои работы стали мягче, исчезла эпатажность, надрывность и острый драматизм. Сейчас я как будто парю в воздухе, наслаждаясь процессом работы над плавной скульптурой женского тела, созданием исключительно женского и по форме, и по сути образа, вышивкой… Когда что-то кардинально поменяется в моей жизни, зритель незамедлительно почувствует это в моих работах.

— Не хотелось бы Вам создать серию работ в классическом стиле?

— Мне кажется, такие работы есть у меня. Например, последний год я создавала только будуарных кукол в зефирно-ванильных кружевных платьях. Да, у них мои лица, анатомия, мой узнаваемый почерк. Однако по стилю, технологии изготовления, способу крепления частей тела и костюму их вполне можно назвать классическими.

— Вы часто создаете обнаженных кукол, расскажите, чем Вас привлекает жанр ню? Возможно, под обнаженностью Вы хотите показать чувства и эмоции, которые невозможно скрыть. Что Вы об этом думаете?

— Да, вы правы. Цель не столько привлечь внимание к обнаженному телу, сколько персонифицировать куклу, наделить ее человеческими качествами, эмоциями. Детальная скульптура — это всего лишь инструмент, который позволяет мне это сделать, не более того. Я не могу представить себе детально проработанный образ трогательной Леди с живым взглядом, в прекрасном полупрозрачном наряде, не уделив при этом внимание скульптуре тела. В незначительной обнаженности плеч и груди, маленьких складочках тела, манящих женских формах кроется всегда большая часть образа. Мои куклы — это не манекены, плотно одетые в парчу и атлас… Мои куклы — это живые женские образы, лишь слегка прикрытые от посторонних глаз полупрозрачными материями…

— Некоторые специалисты относят жанр, в котором Вы работаете, к эротическому. Не приходится ли Вам сталкиваться с непониманием и критикой в свой адрес?

— (Смеется) С этими «специалистами», к счастью, я не знакома лично. Каждый видит то, что хочет увидеть. Всегда очень четко даю понять, какой концепт я вкладываю в очередную коллекцию. Основными лейтмотивами, как правило, являются любовь, чувственность, спокойная нежность или, наоборот, острый драматизм (в зависимости от настроения всей коллекции). Я не демонстрирую какие-то определенные женские части тела. Я просто создаю женщин, такими, какими я их вижу. Поверьте, зритель, который посмотрит на куклу моими глазами, поймет намного больше… А к вопросу об эротизме… Так он есть в каждой женщине. И уж особенно в привлекательной….

— В одном из своих интервью Вы отметили, что Ваши куклы были восприняты более демократично за рубежом, нежели в Беларуси. Как Вы считаете, почему белорусский зритель так скептически относится к Вашим работам?

— Я не могу сказать, что белорусы относятся скептически. Сейчас белорусская публика знает меня и многие очень даже любят мои куклы. Просто почему-то так сложилось, что признание и поддержку я получила из других государств. Я безумно благодарна в этом смысле Азербайджану, потому что моя выставочная деятельность в вашей стране имела очень теплую министерскую поддержку и помощь. На самом начальном этапе моего творчества меня очень поддержала и продолжает поддерживать большая и известная бельгийская компания производитель товаров для художников, материалами которой я неизменно пользуюсь уже около 10-ти лет. Мои куклы, в своем большинстве, находятся у коллекционеров Европы и России. Надеюсь, что в будущем я, как художник, буду также востребована и в своей стране.

— Поделитесь впечатлениями о Вашей персональной выставке «Ночная сказка» в Баку? Помимо этого, какое впечатление на Вас произвел Баку и его жители, ведь Вы были у нас не в первый раз и уже успели обзавестись азербайджанскими друзьями?

— В Баку я приезжаю уже, как в родной город. Конечно, в первую очередь, я говорю о людях. Я всегда с большой теплотой еду, в первую очередь, не на очередную выставку, а в Музейный центр к его директору Лиане Везировой, в галерею «Арт Кукла», к моему другу художнице, мастеру авторской куклы Фарах Алиевой и ее семье. Баку всегда в моем сердце, а моя персональная выставка «Сказки на ночь» прошла чудесно и душевно. Когда я планирую новые проекты, Азербайджан всегда одна из первых страх в списке, в которой я бы хотела снова выставиться.

— Не думали ли Вы о создании коллекции кукол представительниц разных народов мира, включая расовые особенности?

— Спасибо, я подумаю над вашей идеей (улыбается). На самом деле, помимо славянских, я часто леплю своим куклам азиатские, восточные, греческие и негроидные черты лица. Правда, одеваю я их или в фантастические наряды, или в соответствии с современными модными тенденциями. Но это, конечно, очень интересно, попробовать поработать и над национальными костюмами разных стран.

— Не сложно заметить, что многие Ваши куклы внешне похожи на Вас. А что касается внутреннего мира Ваших героинь? Имеют ли они сходство с Вами?

— Конечно. Они и есть мой внутренний мир. Как иначе? Художник должен быть честным и показывать именно то, что у него в душе. Это форму носа и разрез глаз я могу подсмотреть в лице модели, а внутренний мир можно вложить только вместе со своей собственной душой.

— Почему Вы создаете исключительно представительниц прекрасной половины человечества. Не хотели бы Вы восстановить гендерный баланс, сделав и мужскую куклу?

— Причина в моем кардинально разном отношении к мужчинам и женщинам. Женщины для меня целиком понятны. Мне легко перенести в кукольную скульптуру те или иные женские черты и характер. Я могу восхищаться и любоваться женщинами. А вот с мужчинами все иначе. Как правило, если это восхищение, то настолько сильное, что тут, как правило, не выразить ни скульптурой, ни словами. За всю историю моего творчества я могу насчитать не более 10-ти мужских кукол, и это притом, что я всего создала более двухсот работ (смеется).

— Галина, для Вас важно знать, кто приобретает Вашу работу?

— Да, это очень важно для меня. Я хочу, чтобы кукла, сделанная моими руками и с частичкой моей души, жила у хороших людей. Если вы зададите этот же вопрос другому художнику по куклам, то он даст вам аналогичный ответ. Если художник творит искренне, а не подстраивается под конъюнктуру рынка, для него всегда важна судьба собственного творения.

— Вы выставлялись в разных странах. Скажите, выставка, в какой стране запомнилась Вам, например, лучшей организацией, лучшей атмосферой или не понравилась вовсе?

— К счастью, мне всегда все нравится. Самый радушный и теплый прием и отличная организация всегда на кукольных биеннале в Баку. Это чистая правда и со мной согласятся многие мои коллеги. Очень люблю выставку Салон кукол на Тишинке (Россия) и нашу белорусскую выставку Панна DOLL’я. Она относительно молодая, но организаторы работают всегда на высоком уровне.

— Кукольное искусство – это довольно дорогостоящее занятие. Насколько окупают себя затраты на материалы и прочее?

— Сложно сказать. Чем больше ты создаешь и продаешь кукол, тем больше приходится тратить на выставки и материалы. Чем успешнее художник, тем больше хочется творить и реализовывать различные проекты. А это всегда тянет за собой еще большие расходы. Но в целом, я не жалуюсь и благодарна судьбе, что я занимаюсь любимым делом и могу жить со своего творчества.

— Расскажите про Вашу последнюю серию работ. Чему она посвящена?

— Весь 2017 год я создаю будуарные куклы. У них довольно легкая и понятная многим миссия — красиво сидеть в интерьере и радовать хозяев дома. Как только я закончу последнюю 12-ую куклу, я, скорее всего, закрою коллекцию и издам красивый красочный каталог.

А в данный момент я работаю над моделью для тиражной полиуретановой куклы. Это будет игровая будуарная кукла с наполовину текстильным телом. Полюбившиеся многим пропорции и лица кукол в них сохранены. Такие перемены в творчестве позволят мне намного быстрее создавать кукол и сократить очередь из желающих их приобрести.

— Говорят, что творчество – это самовыражение автора. В этой связи хотелось бы узнать следующее, что Вы хотите сказать людям своим творчеством? Что донести до зрителя?

— В каждой коллекции, и уж тем более, в каждой конкретной кукле, заложена своя мысль. А иногда их даже несколько. Поэтому всем своим творчеством я неустанно говорю со зрителем… обо всем на свете… Но, пожалуй, все мои персонажи объединяет одно большое желание — любить и быть любимой, понимать и быть понятой. А еще огромная вера в то, что все непременно будет хорошо или еще лучше.

— Галина, большое спасибо Вам за интересную и содержательную беседу. Мы Вам желаем удачи, новых выставок и всегда рады видеть Вас в Баку.

— Благодарю, Рустам! Вам спасибо за интерес к моему творчеству.

Фотографии предоставлены Галиной Дмитрук

Рустам Гасымов

www.yenicag.ru

4788
UTRO.AZ
NOVOYE-VREMYA.COM