Фарида Рустамова: «Было очень приятно видеть столь тёплую реакцию немецкой публики» - ИНТЕРВЬЮ

В связи с пандемией коронавируса и распространением этой инфекции по всему миру многие страны объявили карантин и призвали граждан не покидать свои дома, и при возможности работать удалённо.

Азербайджанские деятели культуры и искусства, следуя рекомендациям соответствующих органов, продолжают заниматься творчеством, репетируют и даже дают сольные онлайн — концерты в домашних условиях.

Азербайджанская скрипачка, лауреат международных конкурсов, обладательница престижных музыкальных премий, концертмейстер молодёжного камерного оркестра «Land of Fire Orchestra», музыкант оперного театра города Хайдельберг Фарида Рустамова, получившая образование в консерватории немецкого города Карлсруэ, чьё имя занесено в «Золотую книгу молодых талантов Азербайджана», даже в условиях карантина продолжает заниматься творчеством и не думает останавливаться на достигнутом.

Во время нашей беседы Фарида рассказала о том, что дало ей обучение в Германии, как был создан молодёжный камерный оркестр «Land of Fire Orchestra», состоящий преимущественно из наших соотечественников, проживающих в Германии, а также поделилась своим опытом в записи кавера и клипа на песню «Dance Monkey».

— Фарида, расскажите, как возникла идея сделать кавер и записать клип на песню «Dance Monkey»? Кто Вам в этом помогал?

— Хоть я и классический музыкант и регулярно выступаю на концертах классической музыки, мне нравятся разные музыкальные жанры и направления. Очень часто в дороге я слушаю музыку, например, по радио. Это мне позволяет мне быть в курсе новинок в мире поп-музыки. Услышав песню «Dance Monkey», она мне очень понравилась, и в моей голове появилось собственное видение этой мелодии. Тогда у меня зародилась идея записать кавер на эту песню. Я видела это так — я стою в центре, играю на скрипке, а по обеим сторонам от меня две профессиональные танцовщицы. Однако, учитывая загруженный график, у меня тогда не было времени на реализацию этой задумки. Но в связи с пандемией коронавируса в мире, в Германии были также отменены массовые мероприятия, включая концерты, а людей призвали к самоизоляции. Это позволило мне осуществить мою задумку. Было много волокиты с поиском видеотехники, помещения, заполнением документов и прочих аспектов, но мне удалось собрать всю команду, написать сценарий и провести съёмки, которые длились один день. Затем был монтаж, который продлился дне недели, и видео появилось на моем официальном канале в YouTube. Большое спасибо всем, кто помог реализовать данный проект. Хочу особенно отметить саунд-режиссёра Максима Луфта и режиссёра Лилию Хайль.

Несмотря на то, что я играю классическую музыку, мне очень нравится делать каверы, которые являются моим хобби. Эта практика широко распространена в мире. Хочу и дальше продолжить этим заниматься. Ведь созданием каверов можно привлечь внимание широкой слушательской аудитории к классической музыке. Поп-музыку слушают сотни миллионов по всему свету, а любителей и ценителей классической музыки, особенно среди молодёжи, хотелось бы качественно увеличить. Думаю, общими усилиями нам удастся это сделать и подобные проекты, на мой взгляд, внесут свой положительный вклад в это дело.

— Расскажите про Ваши недавние успехи, а именно получение Гран-при на международном музыкальном конкурсе в США…

— Моя коллега и хороший друг, доцент Высшей школы музыки в Карлсруэ Наргиза Алимова, которая приехала в Германию из Узбекистана, увидела в интернете объявление о международном музыкальном конкурсе «Global Music Partnership». Согласно регламенту, на конкурс было необходимо отправить в США видеозаписи своих выступлений, а проведение концерта победителей было запланировано в Узбекистане, в концертном зале Туркестан. Будучи человеком, который немного скептически относится к разного рода конкурсам, я немного колебалась, но Наргиза меня в этом вопросе поддержала, можно сказать, в какой-то степени уговорила. Представьте себе моё приятное удивление, когда спустя неделю после подачи заявки я получила письмо о том, что выиграла Гран-при этого конкурса. Я была очень благодарна своей подруге, которая поддержала меня в тот момент и настояла принять участие в этом конкурсе. В итоге меня пригласили выступить с Национальным симфоническим оркестром Узбекистана. Концерт прошёл замечательно. Мероприятие получило широкое освещение в СМИ в журналах и видеосюжетах. Мне понравилось в Ташкенте, очень гостеприимный народ, много схожего с азербайджанцами, всё-таки два тюркских народа. Нас очень тепло приняли. Организация была на высшем уровне.

После концерта состоялся небольшой банкет, во время которого с обеих сторон было сказано много тёплых слов о двух наших народах. На мероприятии присутствовал бывший ректор Государственной консерватории Узбекистана Бахрам Тухтаевич Курбанов, который поделился воспоминаниями о своём общении с Народным артистом СССР, ректором БМА Фархадом Бадалбейли и директором Азгосфилармонии, Народным артистом АР Мурадом Адыгезалзаде. Я получила колоссальное удовольствие от этой поездки в Узбекистан, которая оставила у меня незабываемые впечатления. Большое спасибо организаторам конкурса — Владимиру Дё и маэстро.

Но самое интересное, что всего этого могло бы и не быть, ведь я только каким-то чудом не опоздала на самолёт. Дело в том, что я вылетала в Ташкент из Франкфурта, а поехала туда на поезде, выехав с расчётом, что окажусь в аэропорту минимум за два с половиной часа до вылета. Но поезд постоянно останавливался, чуть ли не на каждой остановке. Затем произошла какая-то незапланированная задержка из-за неполадки поездка, в результате чего я оказалась в аэропорту буквально за 15-20 минут до вылета. Мне повезло, что в аэропорту Франкфурта по счастливой случайности оказался работник посольства Узбекистана в Германии, словно Всевышний послал мне его в тот момент. Узнав, что я лечу в Ташкент, он лично провёл меня до самолёта, объяснив охране и сотрудникам аэропорта сложившуюся ситуацию, и ушёл только после того, как я оказалась на борту самолёта. Свой чемодан мне пришлось взять в салон, так как регистрация уже давно была закрыта. Находясь в состоянии форс-мажора, я даже забыла спросить его имя, но, пользуясь случаем, хочу выразить ему бесконечную благодарность за оказанную помощь и внимание в столь важный для меня момент.

— Фарида, расскажите про создание молодёжного камерного оркестра «Land of Fire Orchestra». Как возник этот проект?

— Я играла концерт в Штутгарте. На это мероприятие были приглашены известные представители немецкого общества, политики, общественные деятели, спортсмены и т.д. Среди гостей оказался почётный консул Азербайджана в Германии Отто Хаузер, который был впечатлён моим выступлением, а после концерты мы с ним познакомились. Ему в голову пришла идея создать оркестр и назначить меня концертмейстером. Я обзвонила наших соотечественников, проживающих в Германии или проходящих здесь обучение, и в июне 2019-го года наш камерный оркестр «Land of Fire Orchestra» стал функционировать. Данная инициатива также была одобрена Фондом Гейдара Алиева. Вообще, в Европе проживает достаточно много азербайджанских музыкантов, но на сегодняшний день бюджет оркестра позволяет нам работать только с нашими соотечественниками, проживающими в пределах Германии. Не исключено, что в будущем в состав нашего оркестра войдут азербайджанские музыканты, живущие в других странах Европы.

В состав камерного оркестра входят такие профессиональные музыканты, как Фарида Рустамова (скрипка), Ферхат Мехмет (скрипка), Гасан Абасгулиев (скрипка), Арзу Мамедова (скрипка), Эльгюн Агазаде (скрипка), Ирис Иджеллиоглу (альт), Нариман Акперов (виолончель), Зейнеп Акдил (виолончель), Таир Турганов (контрабас), Тимур Османов (флейта), Мелтем Кандемир (альт), Феликс Кнарозовский (фагот) и Фарадж Акперов (кларнет).

Затем мы все встретились в Штутгарте, обсудили наши проекты и дальнейшие планы. Я стала концертмейстером данного коллектива. Первые репетиции продемонстрировали полную гармонию между музыкантами.

— Расскажите про первое выступление оркестра. Где проходил концерт, какие произведения вошли в его программу, и кто из почётных гостей его посетил?

— Наш первый концерт состоялся в декабре 2019 года в Райтхалле, Штутгарт. Его посетили: посол Азербайджана в Германии Рамин Гасанов, член Ландтага Фридлинде Гурр-Хирш, председатель Альянса азербайджанцев Германии Яшар Мусаев, директор представительства Toto-Lotto GmbH в Штутгарте Георг Вакер, представители дипломатических миссий, аккредитованных в Германии и другие почётные гости.

Хочу отметить, что репертуар нашего оркестра достаточно широк – от Вивальди до всех азербайджанских композиторов. Составляя программу данного концерта, мы хотели показать, что мы можем исполнять, как произведения азербайджанских авторов, так и мировую классику. К тому же, подобные концерты создают возможность для культурного обмена и укрепления мостов дружбы между народами.

На дебютном концерте прозвучали произведения таких азербайджанских композиторов, как Узеир Гаджибейли, Гара Гараев, Саид Рустамов и Акшин Ализаде. Тогда я впервые исполнила на скрипке с оркестром песни своего дедушки Саида Рустамова. В качестве голоса была игра на скрипке. Если говорить о европейских композиторах, то это были произведения Вольфганга Амадея Моцарта и Людвига Ван Бетховена. Когда оркестр стал играть оду «К радости» Бетховена весь зал поднялся на ноги и стоя прослушал всё произведение. Нам было невероятно приятно видеть такую тёплую реакцию немецкой публики.

Дебют прошёл успешно. В будущем при поддержке проживающих в Германии спонсоров планируется организация самостоятельных концертов. Кроме того, запланировано участие оркестра в официальных мероприятиях посольства и почётного консульства. Данная инициатива, несомненно, сыграет важную роль в популяризации в глобальном масштабе мировой классической музыки и произведений азербайджанских композиторов. Помню, как тепло немецкая публика отреагировала на речь нашего почётного консула Отто Хаузера, произнесённую им на этом концерте, когда он знакомил своих соотечественников с богатой азербайджанской культурой, рассказывая об Азербайджане.

— И, напоследок, какую роль на Ваше формирование как музыканта и личности оказало образование в Германии?

— В общей сложности моё образование в Германии продлилось 11 лет: бакалавриат, магистратура и докторантура. Немецкое образование считается одним из лучших, поэтому сюда приезжают учиться из разных стран мира, включая Европу. Интернациональный состав студентов положительно влияет на наше развитие, ведь мы общаемся с представителями разных культур, что обогащает нас духовно. К тому же, педагогический состав также интернационален. Драгоценный опыт – это возможность узнавать в процессе обучения другие музыкальные стили исполнения, интерпретации и техники игры. Это очень важно для музыкального и личностного развития. Германия – это страна, где жили и творили многие всемирно известные композиторы, например, Бах, Бетховен, Брамс и другие. Поэтому исполнять произведения этих композиторов перед немецкой публикой крайне почётно, но и ответственно, ведь они лучше всех знают, как правильно исполнять сочинения своих авторов. В этом плане я тоже приобрела бесценный опыт. За эти годы я получила полезные экономические и практические знания, если говорить о профессиональной деятельности, и окончательно сформировалась, как личность, находясь в интернациональной среде.

Если говорить о профессиональной деятельности после окончания Консерватории, то здесь студент отправляется в свободное плавание, ему приходится самому искать себе работу и строить планы на будущее. Одним словом, какой-то особой поддержки ждать не стоит. В добавок, заявить о себе в чужой стране достаточно сложно, так как в первую очередь в Германии, как и везде, поддерживают и «продвигают» своих, учитывая тот факт, что выпускников действительно много. Поэтому построить карьеру молодому музыканту-иностранцу в Германии не просто. Признания приходится добиваться собственным трудом и старанием. Поэтому нужно самому проявлять активность, знакомиться, заводить связи, а не сидеть и ждать, когда тебя заметят и пригласят. Нужно быть максимально деятельным человеком и уверенно идти к своей цели. Если говорить конкретно обо мне, то на меня это повлияло положительно. Дело в том, что в Баку все меня знали, как внучку Саида Рустамова, известного композитора и дирижёра. К тому же, я единственная из внуков Саида Рустамова, которая продолжила музыкальную традицию деда и отца. Я с шести лет начала заниматься музыкой и брать уроки скрипки в музыкальной школе имени Леопольда и Мстислава Ростроповичей. Затем стала заниматься с Захрой Гулиевой. Мой первый концерт состоялся в 1999 году, где присутствовал великий Мстислав Ростропович. Конечно, очень приятно, что моего деда помнят и уважают, но мне хотелось, чтобы меня узнавали именно благодаря моей собственной деятельности, а не за счёт моей семьи. Поэтому я решила получить образование в Германии, где мне пришлось начинать с белого листа, о чём я не жалею. Здесь меня никто не знал, поэтому приходилось «работать» над своим именем. И это мне даже пошло на пользу, я повзрослела, стала более самостоятельной, сформировалась как личность, и как музыкант. В настоящее время я проживаю в немецком городе Хайдельберг, и работаю на испытательном сроке в одноимённом оперном театре.

Я продолжаю дружить и общаться со своим любимым педагогом, замечательным человеком, Народной артисткой Азербайджана, Захрой ханум Гулиевой. Она очень важный человек в моей жизни. Во время каждой моей поездки в Баку я обязательно её навещаю. Если мне предстоит выступать, то первым делом играю перед Захрой ханум, слушаю её советы и рекомендации. Обязательно иду к Фархаду Шамсиевичу Бадалбейли, который знает меня с детства. Он всегда даёт мне советы, спрашивает, какие у меня успехи, всегда интересуется моей профессиональной деятельностью. Я очень люблю этих людей и бесконечно им благодарна, потому что они всегда и во всём мне помогали, причём, продолжают это делать и сегодня.

— Фарида, большое спасибо за интересную и содержательную беседу. Желаю Вам удачи и дальнейших успехов. Уверен, что пандемия коронавируса в мире в скором времени завершится и мы вновь увидим Ваши выступления на престижных музыкальных сценах мира.

— Большое спасибо за внимание к моему творчеству и поддержку, что сейчас очень важно!

Фото обложки: Марина Копф

Остальные фотографии предоставлены Фаридой Рустамовой

Рустам Гасымов

www.yenicag.ru

996
NOVOYE-VREMYA.COM