День Конституции отмечают в Республике Казахстан

В этом году основному закону Казахстана исполняется 25 лет.

День Конституции Республики Казахстан является государственным праздником, объявленным выходным, говорится в сообщении посольства Казахстана в нашей стране.

Действующая Конституция Республики Казахстан была принята 30 августа 1995 года на всенародном референдуме. За время, прошедшее с того дня, изменения и дополнения вносились в нее пять раз: в 1998, 2007 и 2011, 2017 и 2019 годах.

За эти годы Конституция Казахстана показала свою высокую эффективность, обеспечила мир, согласие и процветание, поступательное развитие страны, повышение благосостояния казахстанцев, рост доверия и уважения к молодому и устремленному в будущее государству.

Государственная политика была нацелена на полноценную реализацию конституционных ценностей. Долгосрочные программные документы – Стратегии «Казахстан-2030», «Казахстан-2050», Концепции правовой политики на период 2002-2010 и на период 2010-2020 годы и другие судьбоносные документы, регулярно уточняемые и дополняемые в посланиях и выступлениях Главы государства, явились основой для проведения активной целенаправленной работы по всемерному раскрытию потенциала Конституции во всех сферах жизнедеятельности.

При подготовке проекта Основного Закона Президент страны лично изучил более 20 конституций разных стран мира. В обсуждении проекта приняли участие более 3 млн. казахстанцев.

Что дала Конституция 1995 года

С принятием Конституции Казахстана завершился процесс юридического оформления казахстанской государственности и было положено начало повсеместным преобразованиям, результаты которых сегодня удивляют многих.

В пункте 1 статьи 1 Конституции определены качества нового Казахстана, который утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы.

Это означает, что государство не имеет более важной задачи, чем забота о человеке, его благополучии. Права и свободы человека определяют содержание и применение законов и иных нормативных правовых актов, являются основополагающими при разработке и принятии законов. Возведение конкретной разновидности прав и свобод до конституционного уровня и объявление в Конституции об их гарантированности предполагает возложение на государство особой обязанности обеспечить реализацию этих прав и свобод.

Конституция Республики закрепила принцип равенства всех перед законом и судом, идеологическое и политическое многообразие, комплекс личных, социально-экономических, политических, культурных и иных прав и свобод человека и гражданина.

Провозглашенный еще на заре независимости Президентом Республики тезис «сначала экономика, потом политика», вытекающий из конституционного принципа экономического развития на благо всего народа (пункт 2 статьи 1 Основного Закона), придал мощный толчок формированию в стране рыночной экономики с социально ориентированной направленностью. Признание и равная защита государственной и частной собственности, свобода предпринимательства, неприкосновенность собственности, закрепленные в Конституции Республики, являются важной гарантией формирования и функционирования свободного рынка и развития бизнеса.

Конституция определила президентскую форму правления, территориальную целостность страны и неприкосновенность суверенитета.

Согласно Конституции Президент Республики Казахстан является главой государства, его высшим должностным лицом, определяющим основные направления внутренней и внешней политики государства. Президент выступает символом и гарантом единства народа и государственной власти, незыблемости Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Он обеспечивает согласованное функционирование всех ветвей государственной власти и их ответственность перед народом.

В статье 2 Основного Закона закреплено, что суверенитет Республики распространяется на всю ее территорию. Государство обеспечивает целостность, неприкосновенность и неотчуждаемость своей территории. Республика Казахстан является унитарным государством с президентской формой правления.

Конституция решила вопрос о соотношении национального и международного права, что позволяет стране принимать участие в деятельности международных организаций, быть инициатором интеграционных процессов и проводить многовекторную внешнюю политику. Положение статьи 8 Конституции о том, что Республика Казахстан уважает принципы и нормы международного права, означает стремление учитывать их при создании внутригосударственного права. В случае признания в установленном порядке международного договора Республики Казахстан или отдельных его положений противоречащими Конституции Республики, обладающей согласно пункту 2 статьи 4 Основного Закона высшей юридической силой на территории Республики, такой договор не подлежит исполнению.

Сегодня успешно работает двухпалатный Парламент, эффективно функционируют органы исполнительной власти во главе с Правительством, развита и совершенствуется независимая судебная система.

Одним из важных институтов, обеспечивающих режим законности в стране, является прокуратура.

Деятельность Уполномоченного по правам человека, Уполномоченного по правам ребенка, адвокатуры, нотариата и других институтов направлена на охрану конституционных прав и свобод человека и гражданина. Защиту суверенитета страны обеспечивают органы национальной безопасности.

Конституционные реформы

Изменения и дополнения в Конституцию вносились пять раз: в 1998, 2007, 2011, 2017 и 2019 годах.

Так, Законом Республики Казахстан от 7 октября 1998 года № 284-I «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан» были внесены поправки в 19 статей Конституции (статьи 33, 41, 42, 44, 48, 49-51, 52, 56, 57, 66, 68, 75, 82, 87, 91, 94, 95).

Увеличен на десять мандатов состав Мажилиса Парламента, замещаемый по системе пропорционального представительства. Произведено некоторое усиление позиций Парламента за счет президентских прерогатив и дополнительных контрольных депутатских полномочий, а также возможностей законодателей вносить конституционные поправки, с которыми не согласен Глава государства. Конституция была дополнена положением о выборности (или назначаемости) акимов (кроме областей, городов республиканского значения и столицы) в порядке, определяемом Президентом Республики. Учрежден институт присяжных заседателей в уголовном процессе и другие новеллы.

Законом Республики Казахстан от 21 мая 2007 года № 254-III «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан» внесены поправки в 40 статей (статьи 2, 5, 9, 15, 16, 34, 41-44, 46, 47, 50-59, 61-64, 67, 68, 70-72, 74, 75, 81, 82, 84, 86, 87, 89, 91), Основной Закон также дополнен статьей 94-1.

Основными содержательными позициями данной конституционной реформы стали: укрепление гарантий прав и свобод граждан; активизация роли общественных объединений и политических партий, практическое осуществление которой ведет к созданию современного гражданского общества, интеграция политических партий в государственный механизм с превращением их в главный инструмент выявления воли народа и ее последующей трансформацией в государственную власть (избрание 98 мажилисменов по пропорциональной избирательной системе); упрочение парламентаризма через существенное обогащение законодательной и представительной функций Парламента в целом, обновление статусов Мажилиса и Сената Парламента, придание составу и деятельности Мажилиса функции проводника партийных программ, совершенствование статуса депутата и организационных форм реализации компетенции Парламента; увеличение числа назначаемых Президентом сенаторов до пятнадцати; формирование во многом нового механизма взаимоотношений между законодательной ветвью власти – Парламентом (в первую очередь Мажилисом) и исполнительной ветвью власти – Правительством, который становится государственным инструментом реализации партийных программ; повышение конституционного статуса Ассамблеи народа Казахстана, выборы ею девяти мажилисменов; некоторое перераспределение властного ресурса в триаде Президент – Парламент – Правительство; принципиально новая характеристика местного самоуправления и другие.

Законом Республики Казахстан от 2 февраля 2011 года № 403-IV «О внесении дополнения в Конституцию Республики Казахстан» статья 41 дополнена пунктом 3-1, учредившим институт внеочередных выборов Главы государства.

Как неоднократно отмечал Конституционный Совет, определенная верховной властью четко выверенная конституционно-правовая политика и ценностно-ориентированная конституционно-правовая практика взаимно дополняют друг друга, способствуют эффективной реализации Основного Закона, работают на повышение качества исполнения и применения его положений и норм, уровня правосознания граждан и государственных служащих.

Конституционная реформа 2017 года стала новым закономерным этапом на пути последовательного всестороннего преобразования общества и государства в русле Стратегии «Казахстан-2050», вхождения Казахстана в число тридцати наиболее развитых стран. Она венчает собой исполнение Пяти институциональных реформ Президента Республики Н.А. Назарбаева и создает политико-правовые предпосылки для качественного роста Казахстана в рамках этапа третьей модернизации и обеспечения прочных позиций страны в глобальной конкурентоспособности.

Законом от 10 марта 2017 года были внесены коррективы в 25 статей Конституции (статьи 2, 4, 10, 39, 41, 44, 45, 49, 53, 55, 57, 61, 64, 66, 67, 70, 72-74, 79, 81, 83, 86, 87, 91).

Ряд из новелл направлен на обеспечение верховенства Конституции в системе действующего права и ее безусловное исполнение на всей территории страны, совершенствование управления государством, усиление защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина, обеспечение исполнения гражданами конституционных обязанностей.

Законом осуществлена демократическая модернизация президентской формы правления посредством уточнения конституционного статуса Главы государства, усиления роли, самостоятельности и ответственности Парламента и Правительства, перераспределения властных полномочий между Президентом, Парламентом и Правительством, исходя из принципа единства и разделения государственной власти. Предусмотрена корректировка конституционных основ судебной системы и прокуратуры.

В целях повышения эффективности действия Конституции Законом от 10 марта 2017 года усилен институт конституционного контроля и повышена ответственность Конституционного Совета.

Расширен перечень особо охраняемых конституционных ценностей: «Установленные Конституцией независимость государства, унитарность и территориальная целостность Республики, форма ее правления, а также основополагающие принципы деятельности Республики, заложенные Основателем независимого Казахстана, Первым Президентом Республики Казахстан – Елбасы, и его статус являются неизменными» (пункт 2 статьи 91 Конституции).

Внесенные Законом изменения и дополнения наполняют новым содержанием конституционные ценности и основополагающие принципы деятельности Республики. Проведенная по инициативе Президента Республики Казахстан – Елбасы конституционная реформа отвечает логике исторической эволюции страны и обеспечивает ее дальнейшее демократическое развитие при неизменности президентской формы правления.

Высокую оценку Закону дают и зарубежные партнеры нашей страны. Европейской комиссией за демократию через право Совета Европы (Венецианской комиссией) на ее 110-й пленарной сессии принято заключение, в котором подчеркивается, что конституционные изменения Казахстана представляют собой шаг вперед в процессе демократизации государства.

Последнее изменение в Конституцию внесено Законом от 23 марта 2019 года касательно переименования столицы Республики Казахстан Астаны в Нур-Султан.

Данный вопрос был предметом рассмотрения Конституционного Совета по обращению Президента Республики Казахстан Касым-Жомарта Токаева. Конституционный Совет в своем заключении от 20 марта 2019 года признал, что вносимые в Конституцию Республики Казахстан изменения, касающиеся переименования столицы Республики Казахстан Астаны в Нур-Султан, связаны с признанием исторической роли и увековечиванием заслуг Первого Президента Республики Казахстан перед народом Казахстана, не затрагивают вопросы независимости государства, территориальной целостности Республики, формы ее правления, а также основополагающие принципы деятельности республики, заложенные основателем независимого Казахстана, Первым Президентом Республики Казахстан – Елбасы, и не противоречат требованиям Основного Закона (пункт 3 статьи 91).

Конституционный Совет Республики Казахстан

Действующая Конституция Республики Казахстан 1995 года учредила новый орган — Конституционный Совет. Главное назначение Конституционного Совета — это обеспечение верховенства Конституции на всей территории Республики. Он не входит в судебную систему, является самостоятельным и независимым государственным органом. Конституционный Совет был сформирован в феврале 1996 года.

Конституционный Совет состоит из семи членов. Председатель и два члена Совета назначаются Президентом Республики, по два члена назначаются соответственно Сенатом и Мажилисом Парламента сроком на шесть лет. Половина членов Совета обновляется каждые три года. Кроме того, пожизненными членами Конституционного Совета являются по праву экс-Президенты Республики. Согласно пункту 1 статьи 71 Конституции Республики Казахстан Первый Президент Республики Казахстан — Елбасы Назарбаев Нурсултан Абишевич с 20 марта 2019 года является пожизненным членом Конституционного Совета Республики Казахстан.

Закрепленные в статье 72 Конституции полномочия Конституционного Совета служат для реализации его главного предназначения.

Рассматривая на соответствие Конституции принятые Парламентом законы до их подписания Президентом, а также международные договоры Республики до ратификации, Конституционный Совет обеспечивает соответствие законодательства Конституции Республики. Проверяя конституционность действующих законов и иных нормативных правовых актов по обращениям судов, Совет исключает из действующего права государства нормы, которые ущемляют конституционные права граждан. Конституционный Совет дает официальное толкование конституционным нормам, выявляя и раскрывая их потенциал, неявный и скрытый смысл, содержащийся в принципах, нормах и положениях Конституции.

Официальное толкование норм Конституции

За годы деятельности Конституционным Советом рассмотрено более 100 обращений об официальном толковании норм Конституции, по которым принято более 80 нормативных постановлений. В постановлениях об официальном толковании норм Конституции Конституционным Советом рассмотрены вопросы реализации и защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина, гражданства Республики Казахстан, избирательной системы статуса и полномочий Президента Республики, компетенции, организации деятельности Парламента и статуса его депутатов, законодательного процесса, взаимоотношения законодательной и исполнительной ветвей власти, компетенции и деятельности Правительства, судов и иных государственных органов и пр.

Международные связи Конституционного Совета

Международные связи Конституционного Совета развиваются в рамках проводимой Главой государства многовекторной внешней политики.

За эти годы с официальными визитами Конституционный Совет посещали делегации ООН, ОБСЕ, Совета Европы, Европейского Союза и других авторитетных международных организаций.

www.yenicag.ru

445
NOVOYE-VREMYA.COM
www.newsroom.kz