Бакинская мемориальная скульптура: памятник Мастеру пера - ФОТО

Информационно-аналитическая онлайн газета Yenicag.Ru — Новая Эпоха продолжает знакомить своих читателей с авторским проектом Рустама Гасымова под названием «Бакинская городская скульптура», в рамках которого мы также представляем нашим читателям мемориальные памятники, установленные на Аллее почетного захоронения в Баку

Сегодня наш материал посвящен одному из выдающихся сынов азербайджанского народа, истинному Мастеру пера, Народному поэту Азербайджана Зелимхану Ягубу, который был открыт на Аллее почетного захоронения 9 января 2017-го года.

Зелимхан Ягуб — член Союза писателей Азербайджана с 1983 года. Член комиссии по помилованию при Президенте Азербайджана с 1994 года. С 1995-го по 2005 год З.Ягуб был депутатом парламента первого и второго созывов. С 1987-го по 1994 год – занимал должность редактора отдела поэзии, а после — начальника отдела в издательстве «Язычы».

Об истории создания памятника Зелимхану Ягубу рассказывает его автор – Натик Алиев, выпускник отделения архитектурно-декоративной пластики ЛВХПУ им. В.И. Мухиной, Народный художник Азербайджана, педагог с 35-летним стажем работы, профессор, член Союза художников СССР (1986 г.), почетный член РАХ, председатель художественного совета Академии художеств Азербайджана, кавалер ордена Шохрат и «Золотого почетного ордена» (Орден почетного рыцаря 1-ой степени Австрийской Республики за заслуги в области искусства).

Начало создания мемориальной скульптуры традиционно начинается со встречи автора с родственниками человека, в честь кого будет воздвигнут монумент. Именно члены семьи являются инициаторами подобных мемориальных скульптур, поэтому принимают непосредственное участие при выборе эскиза и утверждают понравившийся им вариант. Так произошло и в случае с памятником Зелимхану Ягубу.

«Ко мне в мастерскую пришел сын поэта Бахлул Ягубов, который высказал предпочтения семьи относительно памятника, принес мне фотографии своего отца, рассказал знаковые этапы его биографии и интересные истории из жизни. Обильная и разносторонняя информация должна была мне помочь создать образ народного поэта. Затем я побывал у них дома, беседовал с другими членами семьи. После этого начал просматривать многочисленные выступления Зелимхана Ягуба, обращая внимание на его ораторское искусство, особенности поведения и разговора, а также мимику, чтобы составить правильный образ всеми любимого поэта, пользовавшегося большим уважением», — вспоминает Натик Алиев.

По словам скульптора, во время работы над памятником он прочел большое количество стихотворений Зелимхана Ягуба и просто влюбился в его творчество. «Поэзия Зелимхана Ягуба великолепна. Другими словами, ее не назовешь. Стихи поэта читаются легко и просто. Поражают не только мысли автора, но и разнообразие используемых им слов. Он настоящий Мастер слова, каждое словосочетание или предложение которого несет большой лексический и логический смысл. Мастер обладал огромным словарным запасом и прекрасной памятью. Он пополнял свои знания, словарный запас и совершенствовал свою память благодаря чтению, которому уделял большое внимание. Он читал постоянно (и дома, и на работе), причем делал для себя небольшие записи и конспекты. Прекрасно знал классику. Ведь Зелимхан Ягуб, родившийся в 1950 году в селе Кяпанакчи Болнисского района Грузии, был выпускником библиотечного факультета Азербайджанского госуниверситета. Поэтому он не мыслил своей жизни без литературы. Всем известно, что З.Ягуб работал в системе «Азеркитаб» — продавцом в книжном магазине «Книжный пассаж», затем главным продавцом и начальником отдела, а спустя время стал начальником отдела общества книголюбов Азербайджана. Вся его жизнь была связана с литературой, но не только. Например, 29 августа 2008 года на V съезде Союза ашугов Азербайджана Ягуб был избран председателем организации. Его творчество тесно связано с ашугской поэзией, причем он сам великолепно играл на сазе. Именно творчество Зелимхана Ягуба и стало источником моего вдохновения, когда я приступил к работе. Я читал стихи поэта и лепил его скульптуру», — отмечает автор.

Поэт не просто сочинял стихи, наполненные любовь к своей стране, но и декламировал их, являясь большим оратором. Он вел меджлисы, красочно рассказывал истории, и люди с большим удовольствием его слушали. Как отмечают поклонники творчества Зелимхана Ягуба, он был прекрасным рассказчиком, а его речь — настолько красочной, разнообразной синонимами и интересными оборотами, что никогда не утомляла.

Натик Алиев традиционно подготовил несколько вариантов будущей скульптуры из пластилина, создав ряд эскизов, проработанных до мелочей. Но последнее слово оставалось за семьей Зелимхана Ягуба. Родственники и сделали окончательный выбор из вариантов, предложенных автором.

Выбор позы, в которой Натик Алиев изобразил народного поэта, скульптор объясняет следующим образом. «Все, кто лично общался с Зелимханом Ягубом или смотрели его по телевизору, не могли не заметить, насколько эмоциональным был поэт во время своих выступлений, поэтому показать его в спокойной позе, сидящего и пишущего стихи, было бы несколько странным. Возможно, в таком виде, лишенный экспрессии, он не был бы похожим на самого себя. Ведь З.Ягуб не только читал свои стихи, но и обладал силой убеждения, способной доказать правоту своих слов. Это очень важно для автора, ведь только в этом случае окружающие могут ему поверить. Если скульптор выражает свои мысли с помощью глины, камня, дерева или металла, то поэт делает это словами. Поэтому я принял решение изобразить З.Ягуба с поднятой правой рукой в характерной для него позе. Пальцами левой руки поэт касается стопки книг, имеющих символический характер для литератора. Таким образом, я хотел наглядно показать род деятельности человека, связанного с поэзией и творчеством», — рассказывает скульптор.

З.Ягуб всегда одевался со вкусом. Из одежды предпочитал костюм и галстук. Это был его дресс-код. Именно в таком виде его можно увидеть на всех выступлениях, поэтому выбор одежды не доставил труда. Аккуратно зачесанные волосы, гладко выбритое лицо и задумчивый взгляд. Пуговица на его пиджаке не застегнута, что вместе с поднятой к верху рукой придает скульптуре динамику и показывает Мастера во время чтения своих стихов или ведения дискуссии, тем самым, скульптура полностью раскрывает образ поэта.

По словам Натика Алиева, работая над созданием мемориальной скульптуры Зелимхана Ягуба, он взял за основу полустишие поэта «Bir əlim torpaqda, bir əlim haqda». «На создание памятника, выполненного из качественного белого турецкого мрамора, ушло 8 месяцев. Монумент представляет собой полуфигуру, переходящую в каменную глыбу. Скульптура З.Ягуба, установленная на Аллее почетного захоронения, окружена зеленью и словно свеча озаряет своим светом темный фон, символизируя просвещение. Свет и учение – это как бы девиз поэта. Техническая часть работы, а именно перевод скульптуры в мрамор, была крайне ответственной, ведь вырезать из камня руку с раздвинутыми в сторону пальцами задача не из легких. Никогда не знаешь, как поведет себя камень, когда мастер отсекает от него все лишнее, чтобы осталась фигура», — отмечает Н.Алиев.

Церемония открытия скульптуры Зелимхана Ягуба, состоялась 9 января 2017-го года на первой Аллее почетного захоронения в городе Баку. Мероприятие посетили деятели культуры, искусств, науки, общественные деятели, члены семьи и родственники, включая сына поэта Бахлула Ягубова: председатель комитета Милли Меджлиса (парламента) Азербайджана по вопросам культуры, академик Рафаэль Гусейнов, председатель Союза писателей Азербайджана, Народный писатель Анар, Народный писатель Фикрет Годжа, председатель Союза художников Азербайджана, Народный художник АР Фархад Халилов, депутат, писатель Агиль Аббас, академик Абель Магеррамов, депутат Ганира Пашаева, член-корреспондент НАНА, профессор, депутат Низами Джафаров, профессор Газанфар Пашаев и другие.

Р.Гусейнов отметил, что само по себе творчество и созданные Зелимханом Ягубом произведения уже представляют собой некий памятник, нематериальное культурное наследие. «Сегодня Зялимхан Ягуб вновь вернулся к нам, но уже в виде этого замечательного памятника. Ягуб, проживший 66 лет и покинувший этот мир 9 января 2016-го года, один из выдающихся поэтов азербайджанского народа. Он всегда будет жить в истории нашей страны, нашего народа», — сказал Гусейнов.

Профессор Газанфар Пашаев также поделился своими воспоминаниями о Народном поэте. По его словам, созданные Ягубом до последнего дня стихотворения никогда не потеряют свою актуальность. «Зелимхан чувствовал необходимость писать, осознавая важность каждого написанного слова, поэтому до последних дней продолжал заниматься творчеством, несмотря на болезнь (хроническую почечную недостаточность). Вышедшие из-под его пера стихотворения, посвященные родному краю, своему народу, пропитанные любовью, навсегда останутся в сердцах каждого почитателя творчества азербайджанского поэта», — отметил Пашаев.

Член-корреспондент НАНА, профессор, депутат Низами Джафаров назвал Зелимхана Ягуба одной из выдающихся личностей современной азербайджанской поэзии. Джафаров отметил, что благодаря созданным произведениям З.Ягуб будет всегда жить в сердцах людей. «Он не только создал очень красивые стихи, но и занимался популяризацией азербайджанской поэзии по всему миру. Ягуб – выдающийся поэт не только Азербайджана, но и всего тюркского мира, который чтит его память», — сказал Джафаров.

После этого были сделаны памятные фотографии на фоне скульптуры Зелимхана Ягуба.

Сын поэта Бахлул Ягубов рассказал, почему семья доверила выполнить эту работу именно Натику Алиеву, и поделился своим мнением о памятнике. «Причин, почему наш выбор пал на Натика муаллима было несколько. Во-первых, это очень известный азербайджанский скульптор, один из ярчайших представителей нашего искусства, который давно зарекомендовал себя, как мастер высокого уровня. Во-вторых, за автора всегда говорят его работы, которые он создает. Как вы знаете, Натик Алиев автор многочисленных памятников и скульптурных композиций, установленных как в Азербайджане, так и далеко за его пределами. В-третьих, особое место в творчестве Н.Алиева занимает именно мемориальная скульптура: доски и надгробные памятники. В-четвертых, нам его посоветовали друзья и знакомые, интересующиеся искусством и разбирающиеся в скульптуре. Перед тем, как сделать выбор, принять столь ответственное решение и доверить судьбу будущей мемориальной скульптуры Натику Алиеву, мы внимательно изучили его творчество, посмотрели созданные им памятники, сходили на Аллею почетного захоронения.

В назначенное время мы встретились у него в мастерской. Пообщавшись со скульптором, внимательно осмотрев место, где он работает, увидев его отношение к любимому делу, высоко оценив его манеру разговора, поведение и отношение к нашему предложению, а точнее к просьбе, я понял, что он сможет нам помочь, создав памятник, который покажет уровень мастера, его профессионализм, а также уважительное отношение к литературе и Зелимхану Ягубу. Ведь к каждому памятнику он относится, как к своему ребенку, что очень важно. Н.Алиев работает с душой, поэтому от его статуй исходит энергия. На протяжении всего творческого процесса, начиная с момента создания эскизов, я часто приходил в его мастерскую, приносил фотографии и другие необходимые материалы. Надо отдать должное Натику Алиеву, который обладает уникальной способностью – он внимательно и терпеливо выслушивает человека, понимая ход его мыслей. Например, каким именно мы хотели видеть памятник Зелимхана Ягуба. Он принимал во внимание все наши советы, предпочтения и пожелания, чтобы скульптура получилась такой, какой надо. Перед тем, как выбрать окончательный эскиз, Натик муаллим пригласил всю нашу семью в свою мастерскую, чтобы узнать наше мнение о будущей скульптуре.

Сложность создания памятника заключается в нахождении правильного образа. Взяв за основу полустишие поэта «Bir əlim torpaqda, bir əlim haqda», Натик муаллим сумел создать всеобъемлющий образ Зелимхана Ягуба, показав его настоящего, эмоционального, начитанного, прекрасного оратора, занимающегося просвещением во время одного из выступлений. Памятник полностью раскрывает вид деятельности своего героя с помощью определенных символов и знаков, характерных особенностей образа, мимики и жестов, неся в себе всю необходимую информацию. Натику муаллиму удалось продумать всё до мелочей. Были правильно выбраны параметры скульптуры и постамента. Автор попал в точку. Памятник Зелимхану Ягубу получился удачным, был высоко оценен и единогласно принят родственниками, искусствоведами и всеми, кто присутствовал на церемонии открытия. Все отмечали высокий профессионализм скульптора, которому удалось увековечить память гениального поэта. Результат работы Натика Алиева подтвердил, что выбор скульптора был верным. Мы благодарны Мастеру за создание скульптуры, достойной Зелимхана Ягуба и таланта автора».

И напоследок, представляем вашему вниманию небольшой отрывок стихотворения Народного поэта Азербайджана Зелимхана Ягуба.

Mənim bircə dinim var,
dinimin adı sevgi
Dillər ayırır bizi,
dinlər ayırır bizi,
Şeytanlar nifaq salır,
cinlər ayırır bizi.
Sevgilər yox, qəzəblər,
kinlər ayırır bizi,
Həyatımın, ömrümün,
dinimin adı sevgi.
Mənim bircə dinim var,
dinimin adı sevgi.

………….

7 sentyabr 2002

(Zəlimxan Yaqub. Seçilmiş əsərləri. İki cilddə. II cild. Bakı, «Şərq-Qərb», 2006, 288 səh.)

Рустам Гасымов

www.yenicag.ru

916
NOVOYE-VREMYA.COM
www.newsroom.kz