Бакинская городская скульптура: История создания памятника Хуршидбану Натаван - ФОТО 

Информационно-аналитическая онлайн газета Yenicag.Ru продолжает знакомить своих читателей с авторским проектом Рустама Гасымова под названием «Бакинская городская скульптура»

Одной из ярких звезд на небосклоне культурной жизни Карабаха XIX века, безусловно, является Хуршидбану Натаван.

Хуршидбану Натаван (1832-1897) — известная азербайджанская поэтесса, дочь Мехтикули-хана, сына последнего властителя Карабаха — Ибрагим хана Джаваншира. Родилась и жила в Шуше. Известная также под именем «Хан гызы» («Дочь хана»), Натаван была уважаема и почитаема в народе. При ней в Шуше были построены дворец, мечеть, торговые дома, театр, здания летнего и зимнего клубов, реального училища и многое другое. Проведенный ею в 1873 году в Шушу водопровод до сих пор известен как родник «Хан гызы».

Натаван была хорошо образована, знала восточные языки, была знакома с творчеством Фирдовси, Низами, Саади, Хафиза, Физули и других поэтов Востока, хорошо рисовала акварелью, вышивала. В 1858 году поэтесса познакомилась в Баку с путешествовавшим по Закавказью французским писателем Александром Дюма, которому она преподнесла свои ручные работы. В ответ Дюма подарил ей комплект изящных шахмат из слоновой кости, которые хранятся ныне в Музее литературы им.Низами. Встречу с Натаван и ее мужем Хасай-ханом Усмиевым Дюма подробно описал в своих воспоминаниях.

В 1872 году Натаван организовала в Шуше литературное общество «Меджлиси-унс», где вместе с другими поэтами выступала с чтением своих стихов. Ее лирические газели о любви, природе, искусно передавали красоту окружающего мира. Она писала на азербайджанском и персидском языках. Натаван очень любила карабахских скакунов, которые впоследствии стали национальным достоянием и гордостью Азербайджана.

В 1885 году поэтессу постигло большое несчастье — в возрасте 17 лет от туберкулеза скончался ее сын. Натаван была ввергнута в глубокую печаль, которая окрасила ее творчество безысходностью и неутешным горем. Натаван — автор лирических стихов, в большинстве навеянных грустью по рано умершему сыну («Я плачу», «Ушел», «Сыну моему» и др.), в которых, однако, проскальзывают и социальные мотивы, — главным образом жалобы на бесправие женщин в обществе. Основные мотивы поэзии Хуршидбану Натаван — любовь к жизни, мечты о счастье, горе матери, потерявшей любимого сына. Кроме стихотворного творчества, Натаван также занималась живописью. Она создавала пейзажи, изображения цветов и образцы декоративно-прикладного искусства.

Когда поэтесса скончалась осенью 1897, народ нес катафалк с ее телом на руках несколько километров — от Шуши до Агдама. Несли именно на Агдамском кладбище, потому что там находился семейный склеп — Имарет.

А теперь поговорим о самом памятнике Натаван, автором которого является Омар Гасанович Эльдаров — азербайджанский скульптор-монументалист, Народный художник Азербайджанской ССР (1982), лауреат самых высоких премий государственного уровня, педагог, ректор Азербайджанской Государственной Академии Художеств. Архитекторы — А.Исмайлов, Леонтьева.

Родился Омар Эльдаров 21 декабря 1927 года в городе Дербенте. С 1942 по 1945 год учился в Азербайджанском Государственном художественном училище им. А.Азимзаде. В 1951 году окончил Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина. Учился у таких великих мастеров как А. Т. Матвеев, М. А. Керзин, В. Б. Пинчук.

Памятник азербайджанской поэтессе Хуршидбану Натаван установлен в 1960 году перед кинотеатром «Азербайджан», ныне Hard Rock Cafe Baku.

«Памятник Натаван создавал великий мастер, виртуозно владеющий резцом, превращающий мертвый камень в трепетный живой человеческий образ, под чьими руками бронза, гранит, мрамор способны трансформироваться в тонкую ткань одежды. Не случайно советские искусствоведы с восхищением называли Омара Эльдарова мастером, удивительно свободно владеющим искусством драпировок, мастером выразительных линий, передающих внутреннее движение души человека, скульптором-романтиком», — отмечается в статье на сайте ngasanova.livejournal.com.

«Памятник легендарной азербайджанской поэтессе Хуршидбану Натаван был моей первой работой. Я ей уделил много внимания. Сильно переживал, каким же получится конечный результат, насколько правильным у меня получится передать образ этой исторической личности. В моем распоряжении было всего два снимка, которые я взял в архиве Музея азербайджанской литературы имени Низами Гянджеви. Примечательно, что на обеих фотографиях она запечатлена сидя. На одном из фото ее лицо прикрыто, на другом более открыто. Насколько мне известно, более поздний снимок был сделан после смерти супруга, когда она сильно переживала. Лицо, немного скорбящее с печалью, уже не очень красивое, но очень интересен взгляд поэтессы, устремленный куда-то вдаль, словно глаза спрашивают – что делать дальше, как жить, что теперь будет? Я смотрел на фотографии, и образ стал рождаться в моем сознании», — рассказывает Омар Эльдаров.

«Мы привыкли, что памятник должен стоять прямо или сидеть на пьедестале. Я решил создать образ иначе, чтобы рука поэтессы слегка касалась подбородка. Вдобавок к этому, подумал, что необходимо внести разнообразие в создание монументов. В то время такой поступок расценивался, как некая дерзость, но я не отступил от своей задумки. Постарался передать благородство и аристократизм моей героини даже через позу, в которой она сидит.

Натаван не сутулится, наоборот, ровно держит спину, сидит немного приподнято в соответствии со своим рангом. Я постарался подчеркнуть то, что наряду с творчеством и благородным происхождением, Натаван является олицетворением азербайджанской женщины, вобрав в себя все положительные качества. В писательских кругах о Натаван шла молва, как о красавице, поэтому я постарался ее сделать красивой и привлекательной», — отмечает скульптор.

«В итоге, я сделал не памятник, а полуфигуру в мраморе, вложив в нее все свои умения. Ее левая рука приподнята, а голову покрывает знаменитый азербайджанский национальный платок келагаи.

Работа была сложная, ведь на поэтессе были украшения, а на одежде — много драпировок. Еще Александр Дюма, который общался с Натаван, говорил, что она одета богато, но не элегантно с его французской точки зрения — слишком много аксессуаров.

На большой закавказской выставке, на которую приехал академик, скульптор — монументалист Евгений Вучетич, был поражен моей работой. Она ему страшно понравилась. Он выступил с предложением выдвинуть памятник Натаван на Сталинскую премию, но дальше слов ничего не пошло. Вопрос замяли, так как это было не решением «сверху», а предложением знаменитого скульптора Вучетича.

Впоследствии памятник Хуршидбану Натаван отправился на всесоюзную выставку, но в Азербайджане никто не проявил желание его приобрести. В итоге он был куплен в Москве, и, если не ошибаюсь, отправлен в Беларусь. Куда он попал во время распределения культурных ценностей между музеями советских республик, мне не известно», — рассказал Эльдаров.

Но сегодня нашу столицу украшает другой памятник выдающейся поэтессе, созданный Омаром Эльдаровым по своему эскизу, о котором мы говорили выше.

«В те годы председателем Верховного Совета Азербайджана был Мирза Ибрагимов и ему, как писателю и гражданину хотелось, чтобы в Азербайджане тоже был памятник поэтессе Хуршидбану Натаван, воплощенный в камне образ красивой женщины и поэтессы, который бы украсил Баку. В итоге, он решил воплотить в жизнь эту идею. Нарушая правила, без предварительного обсуждения в ЦК и благодаря личному авторитету Мирзы Ибрагимова, решение о возведении памятника было принято, а создавать его поручили мне, так как он был хорошо знаком с моим творчеством. Ибрагимов ранее, когда еще был только председателем Союза писателей, зашел как-то ко мне в мастерскую. Ему понравились мои скульптуры. Он был в восторге.

Я не раз подчеркивал, что памятник азербайджанской поэтессе отличается от других моих работ тем, что он менее портретный, а место, где его установили, довольно необычное для памятника — это перекресток, а не площадь или сквер, как это обычно бывает. Данный памятник еще долго обсуждался, как профессионалами, так и простыми любителями. Помню, как все, приезжавшие тогда в Баку видные скульпторы, подчеркивали эту удачу (место установки). Единственный минус — памятник стоит против света и его трудно фотографировать», — подытожил Омар Эльдаров.

Стоит также отметить, что в Шуше, на родине Хуршидбану Натаван, был установлен бюст. После занятия Шуши армянами в мае 1992 года, бронзовые бюсты Натаван, Узеира Гаджибекова, и Бюль-Бюля были демонтированы и вывезены в Грузию на металлолом, где были выкуплены азербайджанскими властями. В настоящий момент бюст Натаван со следами пуль и отбитым большим пальцем находится в экспозиции под открытым небом Азербайджанского Национального Музея Искусств в Баку.

В декабре прошлого года в Баку отметили 90-летие Омара Эльдарова. В честь этого знаменательного события в Культурном центре Гейдара Алиева прошла персональная выставка азербайджанского мастера. Для постера мероприятия среди множества фундаментальных работ автора был выбран именно памятник Хуршидбану Натаван.

Думаю, это не удивительно, ведь памятник Натаван, созданный Омаром Эльдаровым, стал своеобразной визитной карточкой автора.

Помимо того, что памятники Натаван были установлены в разных странах мира, на протяжении многих лет поэтессу не раз на своих полотнах изображали азербайджанские живописцы. Одним из таких мастеров был Народный художник Азербайджана Октай Садыхзаде, который написал портрет Натаван.

А в 2014-ом году в Азербайджане была выпущена марка, посвященная Хуршидбану Натаван.

Хуршидбану Натаван – историческая личность, которая всегда будет вдохновлять все новые и новые поколения творческой молодежи Азербайджана.

Рустам Гасымов

www.yenicag.ru

1503
UTRO.AZ
NOVOYE-VREMYA.COM