Азербайджанский павильон впечатлил участников 58-й Венецианской биеннале – ФОТО

В 2019 году с 11 мая по 24 ноября в Венеции проходит Биеннале современного искусства. Ее куратор Ральф Ругофф, директор лондонской Hayward Gallery, выбрал темой китайское изречение «May You Live In Interesting Times» («чтоб вам жить в интересные времена»), что на русском звучит как «не дай вам бог жить в эпоху перемен».

«Искусство должно помочь в осмыслении и принятии нынешней эпохи неопределенности, когда любой факт может оказаться фальшивым, — говорит Ральф Ругофф, — Нужно остановиться и подумать о происходящем в частной, политической и общественной жизни. Когда один кризис следует за другим, и каждый день приносит новые беспокойства, искусство должно помочь адаптироваться к новой реальности».

При организации Фонда Гейдара Алиева Азербайджан стал участником Международной выставки искусств — 58-й Венецианской биеннале, на которой наш павильон вызвал большой интерес и впечатлил гостей мероприятия. Она считается самой престижной выставкой в области современного искусства и устраивается раз в два года. Азербайджан принимает участие в данном проекте с 2007 года.

В экспозиции, представленной во Дворце Леззе XIV века в Кампо Санто Стефано, представлены произведения художников и скульпторов Зейгама Азизова, Орхана Мамедова, Зарнишан Юсиф, Кенана Алиева и Ульвии Алиевой. Тема азербайджанского павильона – «Виртуальная реальность» («Virtual Reality»).

В азербайджанском павильоне представлены мультимедиа, инсталляции и скульптуры. Основной посыл заключается в следующем: люди ежедневно встречаются с потоком различных новостей. Каждый человек в мире в течение дня около 150-ти раз проверяет свой смартфон или любой другой гаджет, а более 2 млрд. человек пользуются соцсетями. Достоверность получаемой информации – одна из самых главных проблем киберпространства, так как недостоверными новостями, всяческими утками и выдуманными историями в социальных сетях делятся гораздо чаще, при этом большая часть обсуждений не касается достоверности этих новостей. В таком большом потоке разнообразной правдивой и неправдоподобной информации люди не всегда обращают внимание на источник, откуда поступает информация, что очень важно. Поэтому недостоверные новости вводят людей в заблуждение, вызывают сильные эмоции и могут привести к самым непредсказуемым последствиям. Поэтому сегодня вопрос фильтрации и отбора информации в социальных сетях актуален как никогда, поэтому азербайджанские художники решили показать свой взгляд на эту проблему через призму искусства, используя свое оригинальное видение.

Кураторы азербайджанского павильона на 58-й Венецианской биеннале — директор художественной галереи «Гыз галасы» в Баку и советник Фонда и Центра Гейдара Алиева по вопросам культуры и искусства Эмин Мамедов и Джанни Меркурио, независимый итальянский куратор и арт-критик, проживающий в Риме. Координаторы: Нармина Халилова, Фархад Беюкзаде, Паоло Де Грандис, Карлотта Скарпа, PDG Arte Communications.

Эмин Мамедов: «В павильоне Азербайджана на 58-й Венецианской биеннале представлена выставка работ современных азербайджанских художников на тему «Виртуальная реальность». Выставка концептуализирует проблему получения, восприятия и обработки информационных потоков отдельными лицами и обществом в целом. Современные инсталляции Кянана Алиева и Ульвии Алиевой, Зарнишан Юсиф, Орхана Мамедова и Зейгама Азизова отражают состояние информационного ландшафта современного мира, которое наполнено разнообразной и иногда противоречивой информацией.

С чем мы сталкиваемся ежедневно? Каждый начинает день с новостей. Мы проверяем информационные порталы десятки раз в день с помощью наших мобильных телефонов. Да, мы получаем информацию о ситуации в мире, но затем сразу же сталкиваемся с непростой дилеммой: что такое объективные достоверные новости и что такое «пузырь» (фейк)? При надлежащей фильтрации новостей мы получаем некоторую точную информацию, но в то же время накапливаем ненужные данные, не имеющие никакой значимости и важности. Кричащие заголовки; краткие описания, которые имеют мало общего с текстом статьи; пустые, бесполезные фразы и выводы, которые иногда путают, сбивают с толка и даже раздражают читателей.

Социальные сети играют важную роль в образе жизни современного человека. Мы читаем посты, участвуем в дискуссиях и выражаем свое отношение к прочитанному (увиденному) «лайками» или эмоциями. Всегда ли мы честны? Наше присутствие на новостных сайтах порой случается автоматически. Увы. Хотя доступ к различным сетевым порталам позволяет нам получать достаточно надежную информацию. Иногда мы читаем материалы, которые искажают действительность и не являются достоверными. Порой мы реагируем, но часто не думаем об этом дважды. Тем не менее, материал оседает в глубинах нашего сознания и берет свое. Если предположить, что человеческая память ограничена, то забивание нашей головы ложной информацией значительно ограничивает наш потенциал и занимает полезное пространство.

Учитывая ущерб, нанесенный ложной или вводящей в заблуждение информацией, экспозиция на тему «Виртуальная реальность» является актуальной, своевременной и ценной. С помощью современных интерактивных мультимедийных проектов, инсталляций и скульптур азербайджанские художники передают и ставят под сомнение затруднительное положение, создаваемое в интернете неподтвержденными новостями. Что делать в этой сложной ситуации? Что мы делаем, чтобы противостоять лавине фейковой информации? Мы не можем быть равнодушными. Мы не должны позволять промывать свои мозги или безоговорочно принимать растущий поток недостоверных новостей, которые отдаляют нас от реальности и вводят в заблуждение. С имеющимися ультрасовременными средствами виртуального общения и социальными сетями люди не должны становиться невольными инструментами для распространения фейковых новостей. Мы должны использовать свой интеллект для выявления и отделения фактов от пустой выдумки, искренности от притворства и оригинала от подделки».

(Эмин Мамедов — советник Фонда Гейдара Алиева и Центра Гейдара Алиева по вопросам культуры и искусства, заслуженный деятель искусств Азербайджана, обладатель медали «Терегги», художник-график, основатель одной из первых в Баку художественных галерей «Гыз Галасы» и Galerie Berlin Baku (c ноября 2018-го года QGallery Berlin) (Берлин, Германия), инициатор и куратор многих культурных проектов, выставок и фестивалей в Азербайджане и за его пределами).

Джанни Меркурио: «За прошедшие двадцать лет, в результате телематической революции и развития технологий, касающихся передачи информации и преобразования изображений и моделирования, наш подход к миру изменился. В начале прошлого века, с появлением психоанализа, ученые установили, что восприятие реальности у людей было в значительной степени обусловлено системой внутренних импульсов, известных как бессознательное. Сюрреалисты пересмотрели эти теории и положили начало эстетической системе, основанной на онирическом (сновещательным, связанным со снами — кино и СМИ) мире, хотя они никогда не могли предвидеть, что через несколько десятилетий бессознательное станет объектом глубоких манипуляций со стороны средств массовой информации и рекламы, что приведет к постепенному изменению механизмов нашего восприятия реальности.

Сегодня результат этого процесса проявляется в распространении и проникновением виртуальной реальности в наши жизни. Фактически в современном обществе индивидуальное сознание формируется на основе непрерывного потока неконтролируемых и неподдающихся контролю внешних импульсов, которые усиливаются, повторяются и перекрываются и, как правило, сводятся на нет в коллективном сознании. Наш жизненный опыт все больше ориентируется на виртуальные переживания или, по крайней мере, формируется на их основе: прежде чем приступить к реальным отношениям, мы вступаем в виртуальные отношения, включая наш выбор поездок, ресторанов и даже партнеров. Но проблема в том, как мы получаем эти импульсы? Насколько надежными они могут быть? Как человек защищает себя, когда кто-то намеренно манипулирует реальностью? Это не новый вопрос, поскольку склонность общества к сенсациям развилась в склонность к интегральной художественной литературе, которая поставила под угрозу различие между реальностью и художественной литературой. Как следствие, общество стало абстрактным: многие реальные изображения и данные кажутся ложными, а другие, будучи сфабрикованными,- правдивыми.

Кроме того, интенсификация информационных возможностей в сфере реальности делает саму идею единой реальности все более и более непостижимой. Художники Кянан Алиев и Ульвия Алиева, Зарнишан Юсиф, Орхан Мамедов и Зейгам Азизов из Азербайджанского павильона на 58-й Венецианской биеннале рассматривают эти темы, используя свои собственные стили и художественный почерк, но с одним объединяющим посланием, которое очень актуально для сегодняшнего дня: риск, порождаемый виртуальной реальностью, пронизывающей нашу жизнь, многообразен. К нему относится десоциализированное человечество, которое обменивается эмоциями исключительно с помощью технологий, которые стали основным инструментом для всех форм общения, и избегает прямого физического контакта. Или возможность искажения или манипулирования информацией и интерпретациями историй и текущих событий, например, ликвидность мнений, распространяющихся через социальные сети, где все относительно, загрязнено выдумками и неопределенно. Своими работами вышеперечисленные художники подтверждают необходимость остановить процесс растворения реальности как прототипа. Несмотря на виртуальные манипуляции, которым подвергается человек, существует подлинная реальность, но самый большой риск, с которым мы сталкиваемся сегодня, заключается в том, как предсказал Ницше, что в мире СМИ реальный мир в конечном итоге может стать сказкой. И надо это понимать».

(Джанни Меркурио почти тридцать лет связан с современным искусством в качестве куратора и писателя. Специалист по американскому искусству, он сотрудничал с Центром Гейдара Алиева в Баку в 2013 году, когда курировал выставку «Энди Уорхол. Жизнь, смерть и красота». Он был приглашенным куратором в музее Людвига в Кельне, MOCA Lyon, MACRO Rome, музее MAXXI в Риме, Государственной Третьяковской галерее в Москве, Центре Гейдара Алиева в Баку, Музее Триенале в Милане и музеях Италии, Австрии, Испании, Бельгии, Финляндии и др.).

Немного информации о работах художников:

Зейгам Азизов родился в Сальяне (Азербайджан) в 1963 году, живет и работает в Лондоне (Великобритания). Художник в своей работе «Headlines» рассматривает доминирование СМИ, сосредоточившись на влиянии, которое оказывают заголовки, способные управлять и влиять на общество. Композиция сделана в форме текстового и визуального эссе, частично является ответом на доминирование СМИ и показывает сложную связь между изображениями действительности и временем. Как поэтически-философское восприятие современного мира через поток образов, она демонстрирует, как заголовки стали языком обращения к глобальным многокультурным движениям людей и транспортировке идей, что в целом создает новый образ мира.

Зарнишан Юсиф, родившаяся в Баку, ставит под сомнение связь между социальными сетями и человеческими отношениями в своего рода кибер-инсталляции. Ее «Bubble Reflection» передает связь между социальными сетями и человеческими отношениями, а также показывает влияние медиа-устройств на людей, на их разум и сознание.
Антропоморфные фигуры идеально выровнены в строгом порядке, в то время как телематические контуры в этой точке интегрированы в их организмы и являются хозяевами своей бессознательности и близости. Они олицетворяют загипнотизированное человечество, жителей планетарного мегаполиса, чьи пустые головы пассивно приветствуют виртуальную реальность, поглощая из нее поток всякого рода информацию, не имея особой фильтрации.

Кянан Алиев и Ульвия Алиева, родившиеся в Баку, представили две работы. Глобус кажется неподвижным, но малейшее вмешательство меняет его направление. Благодаря чувствительности скульптуры к движению художники подтверждают их убеждение о том, что даже пешка на международной шахматной доске может повлиять на направление движения земного шара и, таким образом, движением мира можно управлять и направлять его в желаемых направлениях. В своем втором проекте «The Slinky Effect» они отображают поток новостей, которые мы получаем из социальных сетей каждую секунду. Люди общаются почти только через эти потоки, не глядя друг на друга, даже если они находятся близко; они стали существами без сочувствия и, следовательно, имеют серый и однородный вид.

Орхан Мамедов родился в Гяндже (Азербайджан) в 1990 году. В настоящее время живет и работает в Нью-Йорке, Праге и Баку.Мамедов представил две инсталляции, состоящие из захватывающих аудиовизуальных переживаний, стирающих границы между физическим и цифровым пространством. В инсталляции «Circular Repetition» используются данные, состоящие из элементов традиционных орнаментов. Используя новейшие современные алгоритмы машинного обучения, Орхан и его команда разработали уникальный подход искусственного интеллекта к традиционным шаблонам. В работе «Muraqqa» художник воспроизвел оригинальные миниатюрные картины и представил их в виде линейного цифрового сюжета. Аутентичный традиционный «Muraqqa» становится источником для создания альтернативной виртуальной копии.

По словам ведущего специалиста галереи «Гыз галасы», куратора локальных и междунароных проектов, и одного из координатора азербайджанского павильона на 58-ой Венецианской биеннале Нармины Халиловой, ежедневно азербайджанский павильон посещали до 1000 человек.

«Азербайджанский павильон, находящийся в самом центре Венеции – Palazzo Lezze, Campo Santo Stefano, San Marco, привлек большой интерес у иностранных художников, кураторов, арт-критиков, искусствоведов, обычных любителей и ценителей современного искусства. Согласно статистическим данным, ежегодно наш павильон посещало не менее тысячи гостей, которые рассматривали представленные работы, беседовали с нашими азербайджанскими художниками, обсуждали концепцию выставки и фотографировались на память. Это уже моя третья Венецианская биеннале, и могу сказать, что в этом году мы смогли удивить зрителей, хотя казалось, что после 57-ой Биеннале, где Азербайджан представил экспозицию под девизом «Under One Sun. The Art of Living Together» в лице HYPNOTICA Visual Performance Group» и Эльвина Набизаде (девиз экспозиции приурочен к году мультикультурализма в Азербайджане. Экспозиция представляет разнообразие культур в нашей стране, их совместное гармоничное сосуществование), казалось это будет сделать достаточно сложно. Но как показала практика, возможно. Мы с ребятами превратились в одну большую команду и достойно представили нашу страну», — сказала Халилова.

Фотографии предоставлены организаторами мероприятия

Рустам Гасымов

www.yenicag.ru

1337
NOVOYE-VREMYA.COM