Аналитик: «У России больше не осталось ни союзников, ни партнеров»

Последние процессы на Южном Кавказе, вероятность возобновления войны между Азербайджаном и Арменией и геополитическую ситуацию в регионе «Yenicag.Ru — Новая Эпоха» обсудил с директором Центра Консультации по международной политике и экономике, расположенном в Канаде, политическим аналитиком Фикретом Шабановым

– Фикрет муаллим, раньше казалось, что Россия путем манипулирования Карабахским, грузино-абхазским и грузино-осетинскими конфликтами тотально контролирует ситуацию на Южном Кавказе, но за последние годы мы наблюдаем все больше недовольства политикой России, даже в самой Армении — главном форпосте Москвы. По-вашему, что изменилось в геополитике Южного Кавказа после распада СССР?

– По определению В.Цымбурского:

“Кавказ- это Великий Лимитроф, образованный переходящими друг в друга перифериями всех цивилизаций Старого Света, и именно здесь будут разыграны важнейшие военно-стратегические и геоэкономические сценарии начала XXI столетия”.

Распад СССР ознаменовался появлением на политической карте мира ряда новых государств, потребовал пересмотра многих существовавших отношений, значительной перекройки границ. Проблемы выживания коснулись всех без исключения новых государств, процессы становления государственности идут в каждой республике со своими отличительными чертами. Крах Советского Союза ознаменовался появлением трех независимых государств Закавказья – Армении, Грузии и Азербайджана, самым важным из которых с геополитической точки зрения по мнению ряда исследователей является Азербайджан. Неудивительно, что именно с этой точки зрения Азербайджану уделяется наибольшее внимание. Это внимание выражается в различных формах, как в стремлении сыграть на национально-конфессиональных противоречиях, так и в более чем откровенном желании навязать населению этой республики свои взгляды и системы ценностей.

Вся система внутренних связей и административно-политических отношений не была готова к построению независимой политики, что особенно явственно выявилось на примере хозяйства и экономических связей, долгие десятилетия, если не века, строившихся в интересах русской имперской, а затем советской централизованной системы. Такое обстоятельство с неизбежностью определило то, сколь медленно и болезненно шла структурная перестройка в каждом из новых государств. А если учесть различного рода социальные, политические и даже природные катаклизмы, агрессия и сепаратизм Армении против Азербайджана, то сложность обстановки в Азербайджане, станет вполне очевидной.

Фикрет Шабанов

Появление независимых Грузии, Армении и Азербайджана вновь возродили планы Турции по восстановлению влияния в этом Закавказском регионе. Особенно ярко это проявляется в отношениях с Азербайджаном по линии общности этноса и религии. Не стоит не учитывать и интересы другого ближайшего соседа – Ирана, чья политика активно нацелена на взаимодействие с вновь появившимися соседями и установление с ними теснейших связей. Кроме ближайших соседей, страны Закавказья входят в сферу интереса США. Особую актуальность это приобретает в наши дни – в дни открытого противостояния США, да и всей Европы и Ирана на почве разработки последним ядерного оружия.

Во взаимодействии друг с другом каждый из акторов преследует свои собственные стратегические, экономические, политические и военные цели. Наличие в регионе конфликтных, центробежных, дезинтеграционных и сепаратистских начал отражается на понимании «безопасности»» и на видении различными «государствами-нациями» основных характеристик этого региона как системы. Так, представления правящих кругов: России — о «ближнем зарубежье», Ирана — о «Новом Ближнем Востоке», Турции – о «Великом Туране» — играют важную, подчас, стратегическую роль в политике этих государств в Закавказье. Историческая дуэль между Сушей и Морем в наш век окончательно приобретает характер противостояния атлантизма и евразийства . В конечном счете, геополитика — наука о противостоянии цивилизаций, и именно к ней она сводит все остальные тенденции, изучаемые и разбираемые в ходе конкретных исследований. Так или иначе концепция многополярного мира восходит к его цивилизационной структуре.

Хантингтон считает, что уже сейчас многие конфликты носят цивилизационный характер. Причем они проявляются на микро- и макроуровнях. На микроуровне группы, находящиеся на границах цивилизаций и приходящие в соприкосновение, часто вступают в яростную борьбу, стремясь установить контроль над ресурсами и территорией. На макроуровне государства, принадлежащие к различным цивилизациям, стремятся утвердить свои особые ценности в зонах конфликтов. Обозначив эти ключевые тенденции, можно сделать вывод, что ввиду стремительного изменения геополитической картины мира, регион Закавказья стал ареной апробации и моделирования, новых многополярных политических реалий. Набирающий обороты мировой финансовый кризис, а также сепаратизм, подогреваемый извне существенным образом, изменили весь политический расклад сил в регионе. Пошатнулся устоявшийся за последние 15 лет баланс.
Атлантизм — (родственно терминам Вода, Море, талассократия, Sea Power) сложное геополитическое понятие, которое соединяет в себе: исторически западный сектор человеческой цивилизации, стратегически- союз западных стран, в которых главенствует либерал-демократическая идеология, военно-стратегически- страны-участницы НАТО, социально -ориентацию на «торговый строй» и «рыночные ценности» (модель США). Противоположно евразийству (Россия).
“Евразийство- сложное геополитическое понятие; соединяет в себе: исторически восточный сектор человеческой цивилизации, стратегически актуальный или потенциальный блок государств и наций, отказывающихся признавать императив либерально-демократической идеологии, стратегически актуальное или потенциальное объединение в военный альянс восточных, «теллурократических » стран, социальная ориентация на «идеократию», социальное государство, некапиталистический экономический строй”.

Политика Запада, проводимая последние 15 лет, санкции, падение цен на энергоносители (один из важных факторов пополнения бюджета России) стремительное изменение развития 4 и 5 промышленной революции, короновирус и самое главное — внутренние политические проблемы самой России, привели к нынешнему положению по всему периметру границ официальной Москвы.

«У России не осталось больше союзников не говоря уже о партнерах»

Аннексия Крыма Россией и игнорирование своих гарантий по сохранению территориальной целостности Киева в обмен на ядерное разоружение – системный комплекс, приведший к потере доверия к этой стране. А сепаратизм, поддерживаемый Россией против суверенных и независимых бывших республик СССР еще больше усилил центробежные силы от Москвы. Можем привести массу причин по которым Россия вызывает недоверие как партнер, так и союзник. Именно поэтому многие республики бывшего СССР продолжают поиск оптимального партнера или союза для обеспечения сохранения своей территориальной целостности. Ищут пути своего развития и интегрирования в мировую систему межгосударственных отношений.

– Какие позиции на данный момент занимают главные крупные игроки?

– Закавказье — это геополитический регион, в котором влияние одного государства или союза может деструктурировать Хартленд (осевой ареал).

Взаимоотношения закавказских республик являются одной из актуальных и сложных проблем современной геополитики, национальных и политических процессов. Ввиду динамичного развития геостратегических реалий и постепенного изменения геополитического положения ключевых политических игроков региона Закавказья ( Южного Кавказа) возникает необходимость исследования национальных, геополитических, геостратегических, геоэкономических и политико-территориальных процессов общественной жизни в данном регионе, для выявления и анализа современных механизмов взаимодействия государств Закавказья, борьба между которыми политическими, экономическими и военными средствами велась в течение столетий с участием ведущих мировых держав.

В последнее время в научных публикациях, посвященных региону, появилось множество новых аспектов направления его развития, возможных сценариев, факторов, определяющих характер отношений между странами Закавказья. Возникла настоятельная необходимость в глубоком переосмыслении ситуации, проведении комплексного анализа, изучении политических механизмов, средств и методов борьбы закавказских республик при проведении внутри- и внешнеполитического курса. Политическая ситуация в закавказском регионе уникальная, нестабильная и даже опасная с точки зрения перспектив региональной безопасности. Мы имеем регион, представляющий пример острых внутригосударственных и межгосударственных конфликтов. Закавказье является не только перекрестком коммуникаций, но и перекрестком блокад. И необходимо признать, что на политической карте мира вряд ли можно найти другой подобный регион. Кроме сети блокад, существует второе серьезное препятствие на пути к национальной и региональной безопасности. Это этнополитические сепаратистские конфликты в Закавказье — карабахский, южноосетинский и абхазский. А если быть более точным, то это — вопрос соотношений между решением конфликтов и установлением сотрудничества, учитывая временной фактор. Перспективы динамичного развития и обеспечения стабильности региона всецело зависят от оптимального решения обозначенных выше специфических проблем.

Необходимо учитывать географические условия, в рамках которых происходило становление и развитие государственных образований в Закавказье, политическая культура, национальные традиции, национально-психологические особенности, конфессиональные мировосприятия для понимания формата модели сотрудничества в регионе. Географическая ось истории (или осевой ареал или heartland) термин Макиндера, обозначающий внутриконтинентальные евразийские территории, вокруг которых происходит пространственная динамика исторического развития, совпадает с территорией России. Кавказские народы во многом имеют как общие черты, так и кардинальные различия, зачастую несовместимые противоречия, которые существенно затрудняют решение задачи консолидации последних.

В Закавказье каждый из игроков на локальном уровне заботится исключительно, о собственных интересах, что приводит к трудности в формировании общей повестки дня и взаимодействию трех Закавказских республик. Это, в свою очередь, приводит к поискам более могущественных союзников и интеграции в различные международные структуры, зачастую противостоящие друг другу в регионе. Следствием такой политики является вероятное формирование упомянутых геополитических осей.

«Окончательная карта Закавказья еще не сформировалась и для формирования стабильных границ в регионе, возможно, потребуется не одно десятилетие»

По уровню плотности конфликтов и геополитической конфронтации регион является одним из наиболее взрывоопасных в мире и, поскольку находится в эпицентре доминирующих геополитических потоков, то способен влиять на формирование миропорядка. Для этнополитического пространства Закавказья характерно наличие сложного комплекса противоречий, которые часто становились причиной ожесточенных споров между различными этническими группами. Важнейшей особенностью в данном вопросе является то, что формирование и выживание региональных этнических сообществ не всегда зависит от существования только собственного государственного образования. Закавказский регион имел и имеет особое значение с точки зрения государственных интересов таких государств как Россия, США, Иран и Турция, поскольку политические отношения в нем являются: “Осью — геополитических союзов двух или нескольких геополитических столиц”.

Обоснован вывод о том, что регион представляет собой миниатюрную модель мирового порядка, где явственно обнаруживаются и противостояние мировых держав, и фактор нефти, и межэтнические конфликты, а также интеграционные процессы и блоковое противостояние стран, включая учет Косовского прецедента и межрелигиозные противоречия.

«Южный Кавказ необходимо рассматривать как важную и составную часть проектов Большой Ближний Восток и большой Афганистан (например проект Лазуритовый коридор)»

Закавказье и Ближний Восток являются традиционной сферой противостояния русских и западноевропейских национальных и стратегических интересов. Большое значение в обоих регионах имеют международные и региональные организации; этнические и религиозные группы, правящие политические, экономические и военные элиты. Также в обоих регионах актуальным является «нефтяной фактор», отсутствие всеобъемлющей доктрины обеспечения коллективной безопасности, а также обострение межэнтических конфликтов — парада сепаратизма, подогреваемых и поддерживаемых Россией, с целью удержания в сфере своего влияния на регион в общем, и на государства региона в частности.

В отличие от Ближнего Востока, в Закавказье религиозный фактор пока не выражен ярко и не является определяющим в геополитической ориентации закавказских стран. Еще одной отличительной чертой Закавказья является сеть блокад. Роль России на Ближнем Востоке заметно ослабла, в Закавказье, наоборот, конфликты способствуют временному контролю ситуации Россией в своих интересах в регионе.

Кавказ, вместе с прилегающими к нему Черным и Каспийским морями, является также самостоятельной всемирно-исторической сущностью и геополитическим и стратегическим ареалом продвижения интересов государств мира и региона и требует единства всех составляющих Кавказ государств. Внешние границы трех закавказских республик составляют 3 ООО км, из них только 9 км являются дружественными. Это турецко-нахичеванская граница, так как Турция и Азербайджан сотрудничают в экономической, политической и во все более нарастающей степени в военной областях. А все остальное — разделяющая, а не объединяющая граница.

«Армения и Азербайджан технически находятся в состоянии войны. Турция стратегический союзник Азербайджана, Иран “скрытый враг” в отношении Азербайджана, а Грузия — в отношении Армении. Азербайджан и Грузия требуют от сепаратистов (России) возвращения территорий, в то время как Армения предпочитает требовать сохранения статус-кво».

Закавказский регион не находится в вакууме. Он существует в рамках сформированных региональных и международных систем, серьезно влияющих на политический климат и решение проблем национальной и региональной безопасности. Закавказье, по мнению экспертов, окружено тремя поясами, которые мы бы назвали поясами безопасности. И невозможно иметь реальное представление о механизмах достижения, укрепления и сохранения безопасности без учета их существования и влияния.

Первый пояс безопасности составляют три непосредственных соседа Закавказья: Россия, Турция и Иран. Эти страны имеют и преследуют свою собственную и амбициозную политику. Они обладают большими возможностями вмешиваться во внутренние дела закавказских республик с одной стороны, и во внутренние дела региона в целом — с другой стороны. Их позиция прямо оказывает воздействие на политическую ситуацию и проблемы безопасности Закавказья.

Турция после распада Советского Союза и ослабления России пытается играть роль первой скрипки в Закавказье, установить свое господствующее влияние в регионе и вытеснить оттуда Россию, имея поддержку США. В то же время Турция стремиться восстановить свои исторические этнические культурные экономические и военно-политические связи и стремится, используя закавказский естественный мост, выйти на Центральную Азию и за ее пределы до Восточной Сибири и Западного Китая. Это, вызывает противодействие не только со стороны России, но и Китая, учитывая наличие в этих государствах значительного числа тюркоязычного и мусульманского населения и их защиту и поддержку со стороны Турции и некоторых стран союзников которые выступают против насильственной ассимиляции уйгуров и уничтожение прав на свободу и вероисповедание мусульман региона.

Второй пояс безопасности расположен непосредственно за первым поясом и включает в себя экс-советские республики; Центральной Азии, страны Ближнего и Среднего Востока — Сирию, Ирак, Египет, Иорданию; Кипр, — Грецию; Болгарию, Румынию; Молдавию и Украину. Значение этого пояса, может быть, не кажется таким важным, как, первого пояса безопасности, но, тем не менее, было бы ошибкой игнорировать его и его роль в деле безопасности Закавказья. Страны, второго пояса имеют определенные политические и экономические, а некоторые- — даже стратегические интересы в регионе. Вспомним хотя бы организацию ГУУАМ, куда вошли Грузия; Украина, Азербайджан, Молдавия. Или же установившиеся хорошие отношения Армении с Грецией, в том числе в военной сфере — с Сирией, Болгарией; Румынией и т.д.

Третий пояс безопасности включает США и западноевропейские страны, действующие главным образом, через различные организации, такие, как Совет Европы, ОБСЕ, НАТО и т.д. Однако из более 500 локальных войн, возникших в мире после Второй мировой войны, ООН — организация, специально созданная для их предотвращения, не справилась, ни с одной. Поэтому кажется необходимым поиск решений замороженных конфликтов в новых плоскостях. На нынешнем этапе истории происходит ослабление империй — Ирана и России, и их влияния в регионе, и наоборот, усиление роли Турции и Запада.

– После революции в Армении к власти пришли новые люди, которых большинство воспринимает как про западные. Но мы пока не наблюдает резкого крена во внешней политике новой армянской власти в сторону Запада. Даже некоторые аналитики считают «армянскую революцию» операцией российских спецслужб. Что вы думаете по этому поводу?

– На этот вопрос отвечу коротко. К политической власти в Армении Пашиняна привели западные организации и структуры, мы их можем по разному называть, начиная от Сороса и заканчивая ЦРУ, где не последнюю роль сыграл Армянский национальный конгресс Америки, еще одна организация интегрированная в западные службы и системы. Перед политической власти Пашиняна & Ко поставлена задача — выдавить и выкинуть Россию из Армении и на Кавказе, в меру своих возможностей, он имеет четкие гарантии от мировой закулисной элиты. Хотя в последнее время им стали разочаровываться как в Армении так и на западе, о чем заявил сам Джордж Сорос. Цели и задачи у этой политической группы обозначены, поэтому он вычищает авгиевы конюшни агентуры России, пытается ликвидировать все щупальца Москвы и подавить ее влияние на Армению.

Бои в Товузе еще раз доказали, что армянская власть неоднородна по своему политическому, административному ресурсу и выявила наличие большого количества военных и политических фигур, получающих приказы из Москвы, а не официального Еревана. Но это не лишает всей агрессивной и националистической политики сепаратизма и прихватизации чужих земель, историй, культур других народов, в своих армянских интересах мирового армянства и их идей МИАЦУМА.

Решительность Турции в карабахском вопросе не была неожиданностью хоть и расценена как «политический ход». Это ползучий акт заполнения политического вакуума после ослабления роли России на Кавказе и усиления самой Турции и своей государственности и ее национальных интересов Но последние совместные военные учения ВС Азербайджана и Турции, вчерашний визит высшего командного состава турецкой армии во главе с главой минобороны Хулусу Акаром и совместные заявления после проведенных переговоров ещё раз подтверждают, что дело в регионе намечаются серьезные и важные политические и военные изменения. Турция как член НАТО без одобрения и согласования с Брюсселем не поставит под удар южный фланг этой организации если учесть куда направляются вооруженные соединения, выведенные из Германии (в Польшу), усиления активности НАТО на границах России, в Европе, Арктике и в разных морях и океанах мира, тогда картина становится очевидной. Идет процесс постепенного выдавливания России из ее регионов влияния.

– Что происходит на самом деле? Эти процессы можно считать симптомами большой войны на Кавказе?

– Несмотря на «молчаливость», Москва накануне боев в Товузе, поставляла дополнительные вооружения Армении, что вызвало возмущение у азербайджанской стороны. Все варианты решения “Кавказского вопроса” актуальны, и они будут иметь дифференцированный, индивидуальный подход, так как регион по своей сути и наличию сплетения проблем неоднороден, как по существу в общем, так и по качеству в частности.

Визиты практически всего высшего состава, руководство Министерства Обороны Турции (члена НАТО), последние учения азербайджанской армии, а также совместные учения Турция — Грузия – Азербайджан и военные учения армий Азербайджана и Турции, говорят о подготовке и в том числе, к активной локальной войне на ограниченной части пространства региона… Но, все стороны будут стараться избегать большой войны. Военные действия будут необходимы, говоря языком армии России, для “принуждения к миру”. Как раз вопрос поставки вооружения Армении стал предметом обсуждения между Алиевым и Путиным.

– Пока неизвестна реакция, ответ руководства на июльские бои и на происходящие на Южном Кавказе процессы. Почему молчит Москва?

– Вопросы обсуждаемые между двумя президентами озвученные пресс службой президента Азербайджана говорят о наличии в политических кругах и в высшем руководстве России ястребов и сторонников поддержки армянского и христианского форпоста в лице Армении на Кавказе. Есть международные соглашения и обязательства России по отношению как в мире так и на Кавказе не говоря уже о том что Россия член Минской группы. Как говорят, нарушение этих обязательств Россией налицо и вор пойман с поличными, но, это не меняет своей исторической и политической значимости и ее сути на Кавказе со стороны России, по отношению к армянам и Армении, еще со времен переселения этого хайского этноса, именно на Кавказ.

Политика России сейчас такая же как и 200 лет назад, как на Востоке так и на Кавказе, плоды которой, все народы и мусульмане Кавказа, до сих пор пожинают — особенно мусульмане тюрки и курды, изгнанные со своих исторических земель, где они проживали автохонно, ради фашисткой идеи армян “государства от моря и до моря” и формирование главного форпоста христианства в сердце мусульман тюрков и курдов региона.

– Поддержка Турции и заявления Алиева по поводу восстановления территориальной целостности Азербайджана в экспертном сообществе воспринимаются очень серьезно и бытует мнение, что уже в предстоящем году ожидаются решительные действия от Баку в этом направлении. Вы что думаете по этому поводу?

– Все вопросы и на Кавказе и Ближнем Востоке будут начинаться с ослабления и выдавливания России и Ирана в меньшей степени из этого региона, но односторонних и не системных решений не стоит ожидать. Необходимо проводить срочно, запоздавшие демократические реформы в стране – политические экономические. Необходимо и дальше продолжать интеграцию в мировые экономические и политические союзы, для сохранения своей государственности. Необходимо взять курс на расширение сотрудничество и даже членство в НАТО. Предпринять все меры по созданию союзного государств с Турцией, единственным союзником и гарантом государственности страны, конечно не забывая о своих национальных интересах в стратегическом планировании развития будущего государства..

Беседовал: Кавказ Омаров

www.yenicag.ru

768
NOVOYE-VREMYA.COM
www.newsroom.kz