Александр Хакимов: «Это мое послание той части человечества, которая не разучилась размышлять…» - ИНТЕРВЬЮ 

«В какие бы выси, дали и глубины не уносила меня мысль – ноги мои всегда крепко стоят на бакинских улицах…»

Не так давно вышла в свет новая книга известного азербайджанского писателя-фантаста Александра Хакимова под названием «MESSAGES» («Послания»).

Информационно-аналитической онлайн газете Yenicag.Ru удалось пообщаться с автором, который любезно ответил на все наши вопросы, касающиеся этой книги, ее содержания, а также обратился к поклонникам своего творчества.

— В конце прошлого года у Вас вышла книга «Зевающая чайка», которая понравилась многим читателям, судя по их отзывам. Что подвигло Вас на издание книги «Послания»?

— «Чайка» была задумана и исполнена как сборник избранных произведений, написанных мною за последние тридцать лет — официально моя писательско-журналистская биография началась в 1987 году. В сборник вошло всего понемногу: рассказы реалистического толка, рассказы фантастические, рассказы о животных (я ведь по образованию биолог), статьи на тему социума, философские эссе, путевые очерки, ностальгические зарисовки, уличные этюды и т. д. К величайшему сожалению, книга вместила в себя очень мало из того, что я написал за три десятилетия. В нее не вошли репортажи, интервью, сценарии, сказки, научно-популярные статьи… много чего не вошло. Одним словом, осталась масса неиспользованного материала – недурного материала… И я решил издать еще одну книгу и включить в нее то, что не поместилось в первой. Но, поскольку я никогда не повторяюсь, новую книгу – MESSAGES (Послания) — решил построить по совершенно иному принципу.

— Почему для книги было выбрано такое название – «Послания»? Что Вы хотели этим сказать своим читателям? Кому Вы отправляете послания?

— Когда я тщательно отобрал материалы для своей новой книги, вдруг понял, что в итоге получилась этакая подборка размышлений над ключевыми вопросами бытия. И я понял, чем моя новая книга отличается от предыдущей. Если «Зевающая Чайка» была во многом «эмоциональной» книгой, то книга «MESSAGES» (Послания), скорее, интеллектуальная. «Чайку» я приурочил к 30-летию своей творческой деятельности. «Послания» я посвятил 40-летию окончания школы.

Все эти сорок лет я неустанно учился и упорно размышлял над самыми разными вещами: теория Большого Взрыва, возникновение жизни на Земле, появление Человека Разумного; возможность жизни вне Земли; создание Искусственного Интеллекта и его последствия; создал ли все сущее Господь Бог или оно появилось само собой; своим ли умом человек допетрил до всяких орудий труда и технических приспособлений или ему помогли в этом высоко — развитые пришельцы из иных миров; существует ли пресловутая «свобода воли» или же все мы являемся банальными автоматами, выполняющими программу Предопределения; что подразумевал под Апокалипсисом Иоанн Богослов и неизбежна ли тепловая смерть Вселенной, реально ли создать Машину Времени и возможно ли путем вмешательства в прошлое изменить настоящее… И каким должен быть современный человек – эмоциональным, как было исстари, или предельно рациональным, как диктует нам жестокий ХХ век… И, в конце концов, вопрос вопросов – в чем смысл жизни? Я раздумывал над этим сам, и обсуждал это с другими.

Часто вспыхивали споры (я любил и люблю споры: в них, как известно, рождается истина) – дома на кухне, во дворе на лавочке, в едущем троллейбусе, в армейской казарме, в заводской курилке, в коридорах Университета, на лестничных клетках НИИ, в купе поезда, в кают- компании научно-исследовательского судна, в пивной… Споры были жаркие, умные, но узок был круг дискуссионеров (друзья, сослуживцы, сокурсники, соседи), и нешироко расходились, так сказать, круги по воде, не принося никаких ощутимых результатов. Потом я стал писателем и журналистом, и размышления свои начал облекать в форму статей, эссе, рассказов, повестей; аудитория моя, разумеется, значительно умножилась. Так что книга «Послания» — это своеобразный концентрат размышлений на самые разные темы. В ней заключены мои радости, горести, поиски, сомнения, озарения, разочарования, опасения и прочее, и прочее. И эта книга – как бы послание отдельно взятого человека всему остальному человечеству… вернее, той его части, которая не разучилась размышлять.

— Оригинальная форма книги как-то соответствует ее содержанию?

— Придать книге «Послания» такую оригинальную форму я решил вот почему. Ну хорошо, подумал я, 40-летие окончания школы… Это отличный повод для издания книги, но… не вполне достаточный, что ли, не очень интересный… В конце концов, все мы когда-то заканчивали школу… Не хватало какой-то оригинальной фишки. И я стал вспоминать, что еще такого произошло сорок лет назад, такого значительного, интересного, масштабного… И вспомнил! В августе и сентябре 1977-го американцы запустили в Космос два космических зонда-робота, «Voyager I» и «Voyager II», для исследования наиболее отдаленных и крупных планет Солнечной Системы – Юпитера, Сатурна, Урана. Конструкторы зондов знали: придет такой день, когда граница Солнечной Системы будет ими пересечена. И вот этот день настал. В сентябре 2013-го первый из «Voyager`ов», согласно полученным данным, достиг той точки пространства, где Солнце перестало оказывать на него какое-либо влияние. Это значит, что зонд «вышел из гелиосферы»; это значит, что зонд пустился в свободное плавание по звездному океану… «Voyager-1» стал на сегодняшний день самым отдаленным от Земли и самым быстроходным объектом из когда-либо созданных человеком. Что у него впереди? Этого никто не скажет. Еще года четыре он сможет присылать информацию; правда, его послания будут приходить все реже и реже, а потом и вовсе прекратятся – радиосвязи воспрепятствуют огромные, воистину космические расстояния…И тогда я решил сопоставить себя с «Voyager-1».

За прошедшие 40 лет зонд оставил за собой 19 миллиардов миль пути. Я оставил за собой сорок лет жизни и длинную ленту пространства, намотанную на башмаки, колеса, винты и крылья. Конечно, моя лента не идет ни в какое сравнение с таковой «Voyager`а», но ведь и я не автоматический зонд, а мыслящее существо, не покидавшее пределов родной планеты. Отставание в пространстве я старался компенсировать неотставанием во времени и работой мысли…

Но и это еще не все. Оба зонда унесли с собой в пространство изготовленные из специального сплава диски «Golden Records», на которых были записаны различные природные и техногенные звуки (звуки ветра и дождя, шум морского прибоя, плач новорожденного, поцелуй матерью ребенка, пение птиц, голоса китов, приветствия от людей на шестидесяти языках Земли, а также музыка самых различных культур и эпох). К каждому из дисков прилагалась алмазная игла и выгравированная на металлической пластинке инструкция в виде несложного рисунка, объясняющего, как прослушать запись. Все это сделано было для того, чтобы любая потенциальная форма разума смогла услышать звуки планеты Земля. Между прочим, наряду с тысячами музыкальных композиций комитет NASA включил в сборник и запись азербайджанского мугама! Добавлю, что диск был записан по инициативе и при участии известного американского астрофизика и писателя-фантаста Карла Сагана.

Но раз я сравнил себя с «Voyager-1», который несет диск-послание… и раз я свою книгу тоже считаю посланием… отчего же не придать моей книге соответствующую форму?! И издательство «Мутарджим» по моей просьбе придало книге формат и внешний вид компакт-диска! Я решил идти уже до конца, и мое фото на задней стороне обложки смахивает на фото какой-нибудь пожилой рок-звезды, а оглавление книги стилизовано под перечень песен… В юности и молодости я увлекался роком и даже играл в рок-группах, так что и это в какой-то мере повлияло.

— Что конкретно вошло в книгу? Эссе, статьи, очерки, фантастические рассказы? Какие темы затрагиваются в книге?

— Ну, давайте возьмем книгу и пройдемся по содержанию… Самый первый в ней рассказ – описание светлого, чудесного дня, который был у меня и моих сверстников сорок лет назад и назывался «последний звонок»… Это для нас было как бы стартом в огромный мир, во взрослую жизнь… Следующий материал – о стремлении живых существ покинуть зону комфорта и осваивать новую среду обитания… что движет ими в этот момент? Вопрос рассматривается на примере скорпиона, когда-то первым, из животных вышедшего из моря на сушу, но относится и к людям…

Далее, в «Австралопитеке» — схвачен исторический момент, некая точка – обезьяночеловек взял в руку камень и задумался над этим… Следующее эссе: выбор между религией и наукой: кто прав – Дарвин или церковники? Человек – продукт эволюции или творенье Божье? Тут я особо подчеркиваю, что каждый должен сделать самостоятельный выбор между верой в Бога и атеизмом, прийти к решению не под нажимом, а в результате размышлений… Ну и далее: мнимое «превосходство» человека над Природой… судьба астронома и математика, жившего в эпоху мракобесия и инквизиции… печальная участь бумажных книг, за ненадобностью выбрасываемых на помойку… вопрос о пресловутой «свободе воли» — действует ли человек по собственному выбору или послушно выполняет заложенную в него кем-то программу?

В пьесе «The Apple» в форме мистической шутки рассматривается библейская легенда о нарушении первыми людьми Божьего Завета, и что случится, если этот завет будет нарушен сегодня еще раз… Белое стихотворение «Кракены» — о заложенной в каждом живом существе агрессии и стремлении к лидерству, свойствах, которые от животных передались человеку, и он продолжает жить по жестоким законам гигантских спрутов-кракенов… Следующие материалы посвящены не менее интересным вопросам: например, что такое разум и как отличить мыслящее существо от неразумного? Какие проблемы и какие риски содержит в себе бурное развитие Искусственного Интеллекта? Каким образом предки могут передавать послания своим отдаленным потомкам? От кого произошел Человек Разумный, если даже согласиться с точкой зрения эволюционистов? Стоит ли слепо доверять авторитетам, которые могут ошибаться? Не вмешивались ли в древние времена в развитие человеческой цивилизации какие-нибудь высокоразвитые существа, например, пришельцы с других планет? Как пошло бы развитие истории в том случае, если человек обладал бы свойством растений к фотосинтезу и производил питательные вещества внутри себя – стал бы он при этом стремиться к прогрессу или довольствовался бы приятным ничегонеделанием?.. Как видите, тем довольно много, и все они достаточно интересны и актуальны. Книга вышла разнообразная и неоднозначная. И здесь я выступаю не только как литератор, но и как ученый, и как философ.

— Александр, а какой из материалов, включенных в книгу, Вам особенно дорог?

— Пожалуй, самым дорогим, самым масштабным и самым выстраданным является эссе «Сон в осеннюю ночь»… Эссе построено в форме сновидения. В нем к автору являются два разумных существа из созвездия Центавра, забавные кентаврики, мальчик и девочка. Они обращаются к автору – то есть ко мне – со странным предложением: составить звуковое послание для них, для кентаврийцев, и отобразить историю Азербайджана в разнообразных звуках. Они предоставят для этого всю свою совершенную технику, автора – то есть мое – дело заключается в тщательном отборе звуков… На вопрос «почему именно звуков?» пришельцы отвечают, что все они от рождения слепы и воспринимают мир исключительно слухом. И тогда автор – то есть я – начинает вспоминать и отбирать самые различные звуки, от самых древнейших (грома, клокотания грязевых вулканов, шума дождя, плеска волн, журчания ручья, пения птиц и стрекоты насекомых и т. д.) до современных, порожденных техникой… Ну, это эссе просто надо прочесть, в двух словах его не перескажешь. Автор, составляя «звуковое послание» для кентаврийцев, боится лишь одного – забыть или упустить что-нибудь. И (у меня даже самые серьезные вещи не обходятся без толики юмора) автор твердо заявляет, что лишь одну-единственную песню он ни за что не включит в звукопослание: популярную некогда мейхану «Ты кто такой? Давай, до свидания!», ибо инопланетяне могут принять это на свой счет…

— Как мы знаем, издание книги дорогостоящее занятие. Кто помог Вам осуществить свой проект?

— Да, издание книг в нашей стране – удовольствие недешевое… Я вкладываю в выпуск своих книг собственные средства, изредка помогает кто-нибудь из моих поклонников и почитателей. Кто-то может счесть это пустой тратой денег, которые можно было бы с большим успехом потратить на что-нибудь другое, но поймите – в стране, где нет книгоиздательской индустрии это – единственный для меня способ быть услышанным, прочитанным и замеченным. Это приносит свои плоды – очень многие люди в Азербайджане и за рубежом читают и даже перечитывают мои книги, а это значит, что я стараюсь не зря. И верю, что когда-нибудь на меня обратит внимание какое-нибудь солидное издательство. Я того заслуживаю.

— Расскажите про свое сотрудничество с азербайджанским фотографом Рустамом Гусейновым, ведь обложки Ваших последних книг украшают снимки, сделанные этим автором…Как сформировался Ваш творческий тандем?

— Наше сотрудничество с замечательным азербайджанским фотографом Рустамом Гусейновым сложилось случайно – хотя случайностей в этом мире, похоже, не бывает… Знакомы мы довольно давно, я видел множество его фоторабот – отменные работы, я даже назвал как-то Рустама «мастером уловления мгновений». Когда я раздумывал над концепцией и обложкой предыдущей книги, мне попался на глаза снимок зевающей чайки, сделанный Рустамом в Испании. Стоп, сказал я себе, вот оно! Рустам разрешил мне использовать фотографию для обложки, ну и концепция подошла: чайка, существо вольное, морское, романтическое, и в то же время, повидавшее на своем веку столько всякого, что уже тянет зевать…

Приступая к работе над «Посланиями», я уже твердо решил, что вновь выберу для обложки какую-нибудь работу Рустама. Я убедился, что между нами существует определенный духовный резонанс, и был уверен, что и на сей раз найду в рустамовской фототеке что-нибудь подходящее. И нашел, предварительно просмотрев несколько сотен снимков. …Подземный переход, темный тоннель, в конце которого брезжит свет и открывается вид на панораму города. И три маленькие черные фигурки в самом конце – мужчина, женщина и ребенок, семья, видимо, и мужчина несет детский трехколесный велосипед… Почему выбран именно этот снимок? Потому что книга моя – о человечестве, которое идет многовековым историческим путем, а путь этот весьма напоминает темный тоннель. И вот сквозь эту тьму дикости, невежества, злобы, мракобесия, войн, насилия, сквозь тьму, озаряемую скудными и редкими проблесками Разума, идет Человечество в миниатюре – мужчина, женщина и ребенок. А велосипед в руке мужчины – как символ того, что земная цивилизация избрала техногенный путь развития, основанный на машинах… Куда идут эти трое? В смысле, куда идет человечество? К свету. К свету. Впереди у него – будущее, выход из длинного, темного, мрачного подземного перехода в Солнечный Город. К знаниям. К миру. К звездам… Ах, как хочется в это верить!

— Как прошла презентация книги «Послания»?

— Презентаций было аж три – в Центре Современного Искусства YARAT, в Российском Информационно-Культурном Центре и в Baku American Center. Это были совершенно непохожие друг на друга презентации, ибо публика на них присутствовала самая разная. Если в YARAT собрались мои постоянные читатели и поклонники и речь шла в основном о литературной составляющей книги (хотя задавались очень умные вопросы и на актуальные темы, о технике, религии, морали и т. д.), то в Baku American Center были уже студенты – самая «опасная» для выступающего публика, не считая школьников… Но удалось наладить контакт со студентами и ответить на их непростые и очень разные вопросы. Самая «пестрая» публика пришла на презентацию в Российский Информационно-Культурный Центр. Но большей частью там были «старые» бакинцы, которых интересовали не только вопросы, затронутые в «Посланиях», но и я сам, моя биография, детские годы, школа, учеба в Университете, — одним словом, жизнь.

Я уделил тогда много внимания своему детству и юности, прошедшим в нашем замечательном городе. Ведь это Баку сформировал меня таким, какой я есть, и я никогда об этом не забываю. Это там я сказал: «В какие бы выси, дали и глубины не уносила меня мысль – ноги мои всегда крепко стоят на бакинских улицах…». Кстати, эта презентация открывалась и закрывалась (по моей просьбе) азербайджанским мугамом «Баяты Шираз», который исполнил на таре Эмиль Курбанов из музыкального колледжа имени Асафа Зейналлы, как напоминание о том, что на диске, который несет с собой «Voyager», записан и мугам, как часть богатой человеческой культуры.
Так что все три презентации прошли по-разному. Это стало возможным благодаря многообразию книги «Послания».

— Находясь в творческом подъеме, не могли бы Вы приоткрыть завесу и сказать, ждет ли нас новая книга в ближайшем будущем?

— Я очень неохотно делюсь своими творческими планами… Мой Учитель, известный фантаст Борис Натанович Стругацкий, всегда наставлял своих учеников: «Никогда не говорите «Я делаю» или «Я сделаю». Говорите всегда только: «Я сделал!». Иными словами, показывайте всегда только готовый результат. А я – верный ученик своего Учителя… Скажу лишь, что писать хочется много, много и разнообразно, темы неисчерпаемы, как и мир вокруг нас… Ну а если приподнять завесу… Намекну, что сейчас меня больше всего занимает тема коммуникабельности и взаимопонимания. Я уверен, что многие беды в нашей жизни проистекают от непонимания и нежелания выслушать друг друга. Как-то раз я процитировал анекдот: можно ли считать разумным человечество, которое пока что не умеет провести воду в засушливые области Земли, но тратит миллиарды долларов на поиски воды на Марсе? Так и здесь: существуют дорогостоящие и масштабные проекты по установлению связи с внеземными цивилизациями, в то время как у себя, на Земле, мы задыхаемся от непонимания… Так что сейчас эта тема для меня – главная.

— Что бы Вы хотели сказать в заключение и пожелать своим читателям и просто людям?

— И читателям своим, и всем другим людям я желаю жить так, чтобы под грузом повседневности не утратилась способность размышлять… Наверное, это самое лучшее из всех свойств, присущих человеку. Но на пути Мысли много препятствий, очень много. И, возвращаясь к книге «Послания»… Видите фото на обложке – мужчина, женщина и ребенок, человечество в миниатюре, идущее к свету сквозь темный тоннель истории? Символическое фото… Так вот, пусть каждый из вас мысленно плеснет вслед идущим, по древнему восточному обычаю, чашу чистой воды, чтобы путь их был добрым…

Рустам Гасымов

www.yenicag.ru

884
UTRO.AZ
NOVOYE-VREMYA.COM