Работы, поставившие зрителей лицом к лицу с голой правдой жизни – ФОТОСЕССИЯ  

Автор: Рустам Гасымов

главный редактор

Вчера в Баку в Центре современного искусства состоялось открытие персональной выставки молодой азербайджанской художницы Айтен Абдуллаевой под названием «CARO».

Выставка «САRO» посвящена работам категории «Мясо и мясники», отображающим традиционные, религиозные и культурные особенности азербайджанского народа.

У медали есть две стороны — эту фразу можно отнести ко многим абстрактным понятиям в жизни: правде, справедливости, вере, дружбе, любви и даже голоду. Как часто при виде животных, привязанных к будке мясника, мы испытываем чувство жалости, которое переходит на задний план за обильным ужином? С одной стороны жалко, с другой вкусно. Парадокс, не так ли?

Работы молодой художницы Айтен Абдуллаевой призваны поставить нас лицом к лицу с голой правдой жизни.

Картины на первый взгляд внушают недоумение и ввергают зрителя в легкий шок. По большей части причиной этому является непривычность данной тематики. Разделанные туши, внутренности, кровь – подобное зрелище непривыкшему глазу принять сразу нелегко. Однако в чем автора нельзя упрекнуть, так это в отсутствии честности. Каждая работа данной категории выступает в качестве шокового разряда, беря неподготовленного зрителя за ворот и окуная его в обжигающую правду жизни, на которую многие из нас старательно закрывают глаза. Это не та правда, с которой хотелось бы оказаться лицом к лицу. И если подумать, пожалуй, это единственная причина, по которой кто-то может отнестись к данным работам негативно.

Изображение мяса и разделанных туш животных встречается в искусстве достаточно часто, являясь одной из излюбленных тем для многих поколений художников. Наверно, это связано с тем, что художественный образ мяса сам по себе парадоксален и метафоричен: одновременно он является и символом смерти и представлением о сытном изобилии. Авторы исследований связывали такие изображения то с прославлением материального благополучия и изобилия, то с решением художественных задач (чему способствовала живописная текстура мяса), то с тенденцией к обнажению сути вещей и людей в искусстве того времени.

В отличие от иностранных авторов, работы Айтен несут в себе национальный дух — это те самые картины, которые встречаются каждому азербайджанцу в его повседневной жизни… Знойный летний день, через широкие окна веранд пробивается яркий солнечный свет, из окон домов расходится восхитительный аромат жаркого, на мощеных улицах раздается звонкий смех детворы, улыбчивые хозяйки окликают друг друга из — за ворот широких, чистых дворов, а за углом рослый, угрюмый мясник разрезает тушку свежезаколотого ягненка, самые свежие и сочные куски которого будут проданы еще до наступления вечера…. Каждая из работ несет в себе непередаваемую атмосферу, до боли знакомую каждому из нас с самого раннего детства.

Вот что говорит об этом сама художница:

«К теме мяса и мясников обращались многие зарубежные художники, но у нас работы данной категории встретить практически невозможно. В большинстве случаев люди к моим рисункам мяса и мясников относятся очень негативно. Но мне интересно, как можно воспринимать процесс резки мяса как нечто жестокое, а потом с удовольствием есть это же мясо. Ведь всем известно, как любое блюдо приходит на стол. В стародавние времена по традиции для того, чтобы приготовить обед собирались все жители той или иной местности. Мужчины мастерски разделывали тушу, даже дети собирались и спокойно наблюдали за этим процессом. Ведь этим же детям в будущем на свадьбах и похоронах предстояло самим резать животное. В этих рисунках я стараюсь показать повседневную жизнь обычных людей».

По словам искусствоведа Раисы Алекперовой, Айтен недаром упоминает процесс резки животных на различных мероприятиях. Среди азербайджанцев очень распространен процесс религиозного жертвоприношения, которое наиболее ярко наблюдается во время праздника Курбан.

Также не стоит забывать, что Азербайджанская кухня богата различными блюдами из красного мяса, особенно баранины. Азербайджан исторически является родиной скотоводства, и искусство выращивания крупного и мелкого рогатого скота оттачивалось здесь веками. Животных режут особым способом, позволяющим предотвратить лишние, ненужные страдания, что, конечно же, не идет ни в какое сравнение с мясом, доставляемым в супермаркеты со скотобоен.

Неважно, принесла выставка удивление, растерянность, удовлетворение или понимание –равнодушным она не оставила никого. Каждый уловил в этих работах отдельный посыл, предназначенный лишь ему одному. А если творение художника способно заставить своего почитателя испытать глубокие чувства, значит, его труд был потрачен не зря.

Поздравить и поддержать художницу в столь значимый день в ее творческой карьере пришли родственники, друзья, коллеги, учителя и ценители изобразительного искусства.

Вернисаж открыл секретарь Союза художников АР, народный художник Азербайджана Агали Ибрагимов, который поздравил художницу и рассказал присутствующим об особенностях творческой деятельности Айтен Абдуллаевой.

Вечер прошел в уютной дружественной обстановке, гости устраивали фотосессии на фоне понравившихся им картин и с виновницей торжества.

Рустам Гасымов
Yenicag.Ru

Галерея данного материала:


© При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна

Обсуждения

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adv

Adv