Казахстан, Германия, США, Турция, Австрия 

Информационно-аналитическая онлайн газета Yenicag.Ru продолжает знакомить своих читателей с успехами наших соотечественников, проживающих или проходящих обучение за рубежом. На этот раз нашим собеседником стал молодой талантливый азербайджанский дирижер, художественный руководитель и главный дирижер оркестра «Каспийские виртуозы», студент Венской консерватории Мустафа Мехмандаров.

Во время нашей беседы маэстро рассказал об осеннем гастрольном турне, где он выступил с концертами в Казахстане, Германии, США, Турции и Австрии, затронул историю возникновения этих концертов и отметил, кому они были посвящены.

— Мустафа, Ваше осеннее турне началось с поездки в Казахстан. Расскажите, кто Вам предложил выступить в Караганде?

— Текущий год богат на юбилеи и все концерты, о которых мы будем сегодня говорить, относятся к юбилейным мероприятиям. В этом году генеральному секретарю ТЮРКСОЙ Дюсену Курабаевичу Касеинову исполнилось 70 лет. Меня с этим замечательным человеком связывают очень теплые отношения. Дюсен бей для меня, как наставник. В 2010-ом году я получил приглашение в качестве скрипача участвовать в гастролях молодежного камерного оркестра ТЮРКСОЙ. С того времени мы с ним общаемся. Я очень ценю дружбу и внимание Дюсена Курабаевича. Спустя время, в 2016-ом году, я вновь получил предложение от Дюсена Касеинова, но на этот раз в качестве дирижера. Для меня это был хороший опыт работы с музыкантами, с которыми мы стали большими друзьями. Подробно о наших гастролях можно почитать здесь. 

Осенью мне позвонил Дюсен Курабаевич, пригласив меня выступить у него на родине в Казахстане, в городе Караганда с местным симфоническим оркестром. Я с большим удовольствием принял это приглашение на участие в фестивале «Мои друзья мое богатство» по случаю юбилея Дюсена Курабаевича, ведь Дюсен Касеинов – это личность мирового масштаба, выпускник Московской консерватории по классу скрипки, бывший ректор Консерватории в Алматы и экс-министр культуры Казахстана, а теперь, на протяжении многих лет, возглавляет ТЮРКСОЙ.

В итоге, я впервые посетил эту замечательную страну. Первый концерт, посвященный памяти супруги Дюсена Курабаевича Александры Касеиновой, прошел в Алматы. Мероприятие посетили родные и близкие семьи Касеиновых. Затем состоялось открытие мемориального памятника супруге Дюсена Курабаевича. Таким образом, мы почтили память этой замечательной женщины.

После этого я отправился в Караганду, жители которого поразили меня своей высокой культурой, воспитанностью и уважением. У оркестра, которым мне довелось дирижировать, долгая и богатая история. Во времена Советского Союза определенная доля репрессированных людей попадала именно в Караганду, большая часть которых приходилась на интеллигенцию. Помимо этого, в Караганде оказалось довольно большое число пленных немцев, некоторые из них были музыкантами, которые и стали основоположниками Карагандинского симфонического оркестра, о чем мне рассказали сами музыканты, ведь я всегда интересуюсь историей музыкального коллектива, с которым мне доводится работать. Затем были открыты музыкальные школы, где преподавали высококвалифицированные педагоги, поэтому уровень культуры у Караганды высок. Хотя город находится далеко от центра, он является образованным и развитым уголком Казахстана. Я также узнал, что, в свое время, в Караганде была очень сильная медицина и самые сильные медицинские кадры Казахстана прошли обучение в местном институте.

Наряду с фестивалем «Мои друзья мое богатство» в Казахстане проходил международный фестиваль «Сары арка». В результате, мне удалось принять участие сразу в двух фестивалях и отыграть несколько концертов. В Караганде оркестр под моим руководством исполнял «Азербайджанское каприччио» Фикрета Амирова. Я не случайно включил это произведение в концертную программу, ведь в этом году композитору исполнилось бы 95 лет. Забегая вперед, отмечу, что я успел продирижировать «Азербайджанское каприччио» три раза: в Казахстане, США и Турции. Самое интересное, что калифорнийский и анкаринский концерты прошли в ноябре, 5 и 25 числа соответственно, а Фикрет Амиров родился 22 ноября. Это было, своего рода, празднование юбилея Амирова за пределами Азербайджана.
Мне было очень приятно стать частью этого масштабного события и хотелось бы поблагодарить главного дирижера Карагандинского симфонического оркестра Петра Грибанова, и всех людей, с которыми мы работали над общим делом.

— Сразу после Караганды Вас ждало приглашение на другой юбилейный концерт, посвященный памяти кумира миллионов…

— Да, это был концерт, посвященный 75-летию знаменитого Муслима Магомаева, который прошел в немецком городе Дюссельдорф, куда я полетел сразу после Казахстана и программу будущего концерта учил прямо в самолете. Проведение концерта в Германии было проектом организации Пиноккио, научного центра в Дюссельдорфе, который возглавляет наша соотечественница Лала ханум Сулейманова, являющаяся главным организатором данного концерта. Именно она была автором идеи, которую впоследствии поддержал Анар Ибрагимов и президент Фонда культурно-музыкального наследия Муслима Магомаева, Народная артистка СССР, солистка Большого театра, профессор Тамара Синявская. Затем Анар предложил мою кандидатуру в качестве дирижера и мой коллектив «Каспийские виртуозы». Так все и началось.

Местом проведения концерта был выбран зал Роберта Шумана. Примечательно, что все произведения, которые исполнял Магомаев, написаны для голоса с симфоническим оркестром, либо для голоса с фортепиано. Я не сталкивался с этими произведениями, переложенными для камерного оркестра. Хотел бы отметить роль молодого азербайджанского композитора Аяза Гамбарли, который высокопрофессионально сделал переложения и обработки всех исполненных на концерте произведений из репертуара Муслима Магометовича. Как отметила Тамара Синявская, присутствующая на вечере, ей очень понравился камерный вариант юбилейного концерта Муслима Магомаева. Мы исполнили разные произведения из репертуара маэстро. Концерт был очень серьезным и состоял из двух отделений. Ввиду отсутствия времени, мне пришлось его сделать всего за одну репетицию, что было крайне рискованным делом, поскольку для этого нужны сильные музыканты, на которых ты бы мог опереться. К счастью, у нас все получилось.

В качестве солиста и оркестрового музыканта выступил азербайджанский скрипач, проживающий в Германии, лауреат международных музыкальных конкурсов Анар Ибрагимов, затем лауреат премии IV Международного конкурса вокалистов имени М. Магомаева (2016), заслуженный артист Азербайджана Ильхам Назаров, дипломанты II Международного конкурса вокалистов имени М. Магомаева (2012) Татьяна и Дамир Закировы (Санкт-Петербург) и поэтесса Лейла Бегим-Джафарова. Концерт прошел триумфально, зал аплодировал стоя.

Вернувшись в Вену, у меня в рамках международного фестиваля «Salam orient» состоялся еще один концерт, который прошел в Большом концертном зале оркестра гостелерадио Австрии, где струнный состав моего коллектива «Каспийские виртуозы» с нашими фольк музыкантами сделали один проект, который записало австрийское государственное радио и уже транслировало. В качестве солистки — ханенде выступила Нурия Гусейнова и группа наших фольк музыкантов. Мы решились на своеобразный синтез. В первом отделении концерта Нурия ханум и ее группа выступили без оркестра, а во втором – она пела народные песни и некоторые произведения наших азербайджанских композиторов, но уже в сопровождении оркестра «Каспийские виртуозы», в котором сидели фольк музыканты ее группы.

— Мустафа, расскажите предысторию концерта в США, который стал значимым событием в Вашей профессиональной карьере…

— Это был один из обычных вечеров, когда я вернулся домой после занятий в Венской консерватории. Находясь в интернете, я получил письмо в социальной сети Фейсбук. Ежедневно, мне приходят десятки сообщений, но это письмо привлекло мое внимание. Мне написала пользователь социальной сети по имени Шябнам Кафар, проживающая с семьей в Калифорнии. В письме говорилось, что ее дочь играет на скрипке в школьном молодежном оркестре в городе Сакраменто. Она также отметила, что этим музыкальным оркестром «Premier Orchestra» дирижирует американский маэстро Майкл Ньюман, которому она подарила несколько дисков с азербайджанской классической музыкой. Дирижер прослушал все диски и удивительно, что из всего разнообразия его выбор пал только на одно произведение – «Азербайджанское каприччио» легендарного азербайджанского композитора Фикрета Амирова. Ньюман выразил желание включить данное сочинение в репертуар оркестра, но за отсутствием нот не может этого сделать. Оказывается, Шябнам ханум на протяжении нескольких месяцев искала нотные материалы этого произведения, но ее поиски не увенчались успехом, поэтому она решила обратиться ко мне.

Мистика этой истории заключалась в том, что в момент чтения этого письма, я сидел за столом, на котором всегда лежат ноты произведений разных композиторов и стопка партитур произведений Фикрета Амирова. Самое интересное, что стопку сочинений венчало произведение «Азербайджанское каприччио». Во время чтения сообщения я это заметил. Мои глаза пересеклись с партитурой. Тут же в моем сознании пронеслась мысль, что человек мне пишет, спрашивает партитуру, которая лежит у меня перед глазами, и если я ей сейчас не помогу, то никогда себе этого не прощу. Отмечу, что если бы нот этого произведения у меня не было, я бы их все равно нашел, и помог этой доброй женщине. Помимо человеческого отношения, люди ведь должны помогать друг другу, этот случай заслуживал особого внимания, ведь сами иностранцы изъявили желание играть произведение нашего автора, отмечу, не с нашей подачи, а исключительно по своему желанию. Как мне потом призналась Шябнам ханум, она почти потеряла надежду, так как продолжительные поиски не дали желаемых результатов, но мой ответ был краток: «Здравствуйте, партитура у меня, через 10 минут я ее отсканирую и отправлю Вам». Она была очень рада, что партитура, наконец-то, найдена.

Обидно то, что отсутствие нот – одна из самых больших проблем, с которыми сталкиваются азербайджанские музыканты. Например, «Азербайджанское каприччио», по праву считающееся визитной карточкой азербайджанской классической музыки, издавалось несколько раз и то в советское время, а сегодня ноты этого сочинения невозможно достать. Почему-то сейчас ноты в Азербайджане не издаются, что очень огорчает. Это касается произведений всех выдающихся азербайджанских композиторов, нотные материалы которых нуждаются в переиздании. Например, знаменитая опера «Кероглу» Узеира Гаджибейли до сих пор не издана, я имею в виду партитуру. Это наша общая проблема, которую необходимо решать и чем скорее, тем лучше. Я отправил партитуру Шябнам ханум, сказав, что организации придется самой записать голоса для оркестра, так как этого материала у меня нет.

— Вы не думали, что получите приглашение в США?

— Конечно, нет. Я посчитал своим долгом просто помочь нашей соотечественнице. Спустя несколько дней я получил второе письмо от Шябнам ханум, в котором говорилось, что дирижер американского оркестра Майкл Ньюман хочет, чтобы я прилетел в Америку и лично продирижировал это произведение его музыкальному коллективу. Узнав эту новость, я был в восторге и испытывал невероятную радость, и, конечно, благодарность Шябнам ханум и маэстро. Дело в том, что я мечтал продирижировать это произведение, но как-то не получалось. Данное сочинение, как и вся музыка Фикрета Амирова мне хорошо знакома, а «Азербайджанское каприччио» одно из любимых произведений данного композитора. Поэтому я с большим удовольствием принял это предложение.

После обсуждения всех деталей, организаторы мероприятия сообщили мне, что одного произведения для концерта будет мало. Они предложили мне выбрать несколько произведений на свое усмотрение и пригласить сопрано, чтобы сделать вокально-инструментальный концерт.

— Кого Вы предложили в качестве сопрано?

— Это была Марзия Гусейнова, которая в настоящее время проходит обучение в Венском Университете Музыки и Искусства. У нее замечательное сопрано, поэтому мой выбор пал на нее. Она с радостью согласилась отправиться в США, выступать со мной на одной сцене и молодежным американским оркестром.

— Какие произведения Вы включили в программу помимо «Азербайджанского каприччио»?

— Это «Azərbaycan elləri» и песенка Дильбар из оперы «Севиль» Фикрета Амирова, а также романс Ниязи «Арзу».

— Расскажите об оркестре, которым Вам довелось дирижировать в США…

— Это молодежный оркестр, куда входят ученики общеобразовательной школы с музыкальным уклоном. Каждый учащийся может выбрать инструмент, который ему нравится. В связи с тем, что школа частная, она финансируется родителями. Это касается всех музыкальных коллективов данного учебного заведения. Хочу отметить, что это частная организация, которая из своего фонда выделила деньги на переиздание произведения «Азербайджанское каприччио». В итоге, была сделана новая партитура, мы заново записали голоса для оркестра. Я сам редактировал эти ноты, которые в специальной программе на компьютере набирал мой друг талантливый музыкант Джавад Джавадзаде. Невероятно приятно, что американский оркестр взял на себя финансирование произведения азербайджанского автора. Несмотря на то, что это небольшие деньги, видимо за океаном интерес к нашим музыкальным произведениям выше, чем у нас в стране.

Отмечу, что в простой средней школе с музыкальным уклоном функционирует несколько оркестров разного плана и характера: «Premier Orchestra», универсальный оркестр, которым мне довелось дирижировать; симфонический духовой музыкальный коллектив, академический струнный оркестр, классический оркестр, арфовый оркестр и «Prelude Strings & Vivace Strings». Представьте себе, что все это финансируется родителями учащихся. Меня поразило, насколько усердно дети занимаются, несмотря на свой возраст, играют с большим удовольствием.

У оркестра очень хороший состав. Следует отметить возрастную категорию участников. Концертмейстеру вторых скрипок было всего 9-10 лет. Она играла на скрипке виртуозные произведения, которые я в свои 20, будучи скрипачом, не играл (смеется).

— Какие впечатления у Вас остались от концерта и США?

— Не могу не отметить, что оркестр играет не на школьном уровне, как многие могут подумать. Молодежи помогают взрослые музыканты, что очень радует. Иногда даже выступают вместе с ними, садясь в оркестр, если нужна подобная поддержка. Одним словом, атмосфера в нем дружелюбная, никаких негативных моментов. Американской публике очень понравилась наша азербайджанская музыка. Овации не кончались. Слушатели стоя аплодировали музыке Амирова и Ниязи. Считаю, что это самое яркое событие в юбилейном году Фикрета Амирова, которому 22 ноября исполнилось бы 95 лет. К сожалению, в Баку в честь 95-летия Ф.Амирова не провели ни одного крупного концерта памяти этого выдающегося композитора. Амиров внес огромнейший вклад в развитие азербайджанской музыкальной культуры и вознес ее до небывалых высот. Его музыка вызывает восторг. Для иностранцев, с одной стороны, это что-то новое, а с другой – нечто уникальное. Амиров смог вложить в свою музыку историю нашего народа с ее радостными и печальными событиями, богатую культуру, обычаи и традиции Азербайджана. Все эти эмоции автора отражаются в его музыке, поэтому она так трогает сердца слушателей. Его произведения не могут не вызвать восторга, в чем я в очередной раз убедился в США.

Концерт прошел в знаменитом «Crest Theatre» в Сакраменто. Среди гостей вечера был генконсул Азербайджана в Лос-Анджелесе Насими Агаев вместе с небольшой делегацией. В зале присутствовало около 1000 человек, многие из которых впервые узнали о нашей стране, где проживает народ с такой высокой музыкальной культурой. Слушатели узнали об этом благодаря потрясающей музыке Фикрета Амирова. Это был настоящий прорыв. Поэтому это выступление, и поездка в целом, были дипломатической и стратегической миссией со стороны Шябнам ханум и всех участников этого проекта. Тот факт, что нашу музыку исполнял американский оркестр, концерт был записан, на калифорнийском радио была подготовлена специальная передача о нашем выступлении, дорогого стоит. Возможно, это ценнее, что могло быть сделано в Баку, ведь настоящая популяризация музыки должна проводиться с ориентиром на иностранную публику и зарубежье. В моей биографии данный концерт останется одним из самых значимых.

В преддверии концерта мы сделали небольшой стенд с фотографиями Фикрета Амирова и Азербайджана. В этой связи хочу поблагодарить Насими бея, который принес некоторые материалы, связанные с нашей страной, чтобы американцы могли получить информацию о нашем народе и его культуре.

Хочу отметить, что нас приняли очень тепло и радушно. У меня остались только самые теплые впечатления и воспоминания от этой поездки. Хочу поблагодарить тех, благодаря кому наша азербайджанская музыка прозвучала в Калифорнии: Шябнам Кафар, Майкл Ньюман (дирижёр), Мэрилин Бэст, Гамид бей и другие.

Американцы очень доброжелательные и воспитанные люди. Доныне существовавшие у меня стереотипы в отношении американцев были разрушены. Я был поражен, какое внимание оказывали они нам буквально во всем.

— На Ваш взгляд, могут ли повториться подобные концерты в Калифорнии?

— Конечно! Организаторы ждут от нас предложений, новых интересных проектов. Возможно, это будет не только Фикрет Амиров, но и азербайджанская музыка в целом, которая заинтересовала не только публику, но и музыкантов, что меня очень радует.

— Мустафа, спустя время Дюсен Касеинов предложил Вам выступить с концертом в Анкаре?

— Оказывается, география фестиваля «Мои друзья мое богатство» Дюсена Курабаевича расширилась, и он пожелал отметить свой юбилей со своими турецкими друзьями, поэтому вновь пригласил меня выступить с Карагандинским симфоническим оркестром, но уже в Анкаре. Я с удовольствием согласился. Таким образом, вернувшись из Америки в Вену, я отправился в Анкару. На этот раз в концертной программе было не только «Азербайджанское каприччио», но и ария Гасан Хана из оперы «Кероглу» У.Гаджибейли, где солировал баритон из Кыргызстана Бактыбек Ыбыкеев. Что касается третьего азербайджанского произведения, то здесь необходимо рассказать небольшую предысторию.

Дело в том, что Дюсен Курабаевич очень дружил с нашим известным азербайджанским композитором Рауфом Алиевым, который скоропостижно скончался от сердечного приступа в июне этого года. В этом году у него тоже должен был быть 70-ти летний юбилей. Дюсен Курабаевич посчитал нужным отметить его на своем юбилейном концерте, поэтому включил в программу азербайджанскую народную песню «Сары гялин» в обработке Рауфа Алиева, который красиво и своеобразно ее обработал для голоса и симфонического оркестра, включая промежуток, где звучит мугам. Произведение исполняла Арзу Курбани, а ее супруг Мухсин Курбани играл на кяманче кусочек мугама. Помимо этого, Рауф Алиев написал еще три добавочных голоса для двух сопрано и меццо-сопрано. Для этого были привлечены вокалистки из Международного камерного хора ТЮРКСОЙ. Концерт прошел в зале Президентского симфонического оркестра Турции.

Затем со струнным составом Карагандинского симфонического оркестра мы исполнили концерт Вивальди для четырех скрипок, где Дюсен Курабаевич сам играл партию для третьей скрипки, а другие партии – наши музыканты из Международного камерного оркестра ТЮРКСОЙ. Помимо Вивальди, я дирижировал произведение кыргызского композитора Сейдали Медетова и свою обработку для камерного оркестра ТЮРКСОЙ турецкой народной песни «Üsküdara Gideriken», которую пожелал послушать у себя на юбилее Дюсен Курабаевич. Это самая популярная народная песня в Турции. Концерт прошел на высшем уровне. Помимо этого, в рамках фестиваля прошли и другие концерты, на которых выступили всемирно известные музыканты и исполнители.

Хочу отметить, что Дюсен Курабаевич сделал так много для тюркского мира в целом и для Азербайджана в частности, причем, не на словах, а на деле, что может стать отличным примером для многих азербайджанских чиновников, заведующих культурой. Дюсен Касеинов занимается активной популяризацией не только азербайджанской музыки, но и культуры в целом, за что был награжден орденом «Дружбы» нашим президентом Ильхамом Алиевым. Вклад Дюсена Курабаевича в пропаганду нашей культуры просто огромен. Пользуясь случаем, хочу поблагодарить его за поддержку моего творчества и поздравить с юбилеем, пожелав Дюсену Курабаевичу счастья, крепкого здоровья и успехов в его нелегкой миссии.

— Не могли бы Вы рассказать о концерте, посвященном юбилею легендарного азербайджанского композитора Тофика Гулиева, который прошел в Вене?

— Я считаю Тофика Гулиева гордостью Азербайджана. Это легендарный композитор-песенник, чьи хиты исполняются разными поколениями вокалистов и сегодня. Этот концерт прошел 29 ноября в Азербайджанском культурном центре в Вене, который возглавляет Лейла ханум Гасымова. Мы ей выражаем большую благодарность за популяризацию азербайджанской культуры за рубежом. Я дирижировал своим оркестром «Каспийскими виртуозами», солировали тенор Орхан Джалилов, студент БМА и сопрано Марзия Гусейнова, с которой мы были на гастролях в США. На концерте знаменитую «Лезгинку» Тофика Гулиева для фортепиано сыграл талантливый азербайджанский пианист и композитор, Абузар Манафзаде, которую он сам же переложил для фортепиано с оркестром.

Мною была составлена интересная программа, куда я включил музыку из фильмов, написанную Тофиком Гулиевым, песни разных лет и несколько вальсов, что было примечательно для Австрии, где к вальсам особое отношение. Среди публики были люди, которым эти вальсы очень понравились, о чем они мне лично сообщили после концерта. Всем известно, что венский слушатель искушенный и впечатлить его крайне сложно, но нам это удалось сделать, чему я очень рад. Мы отдали дань уважения Тофику Гулиеву, и почтили его светлую память, проведя этот замечательный концерт.

— Когда бакинская публика сможет посетить Ваш концерт в азербайджанской столице?

— 12 января 2018-го года у меня состоится концерт в Азербайджанской государственной филармонии имени Муслима Магомаева с Азербайджанским государственным симфоническим оркестром имени Узеира Гаджибейли. В программу войдут: «Симфония №4» Л.Бетховена, «Азербайджанские гравюры» Ф.Амирова, неизвестные нашей публике, «Албанская рапсодия» Г.Гараева, включенная в программу в связи с 100-летним юбилеем композитора, который будет отмечаться в будущем году, и сюита из балета «Читра» Ниязи, которую я составил из нескольких ярких моментов данного произведения азербайджанского классика, дабы отдать ему дань уважения. Буду рад видеть всех на этом концерте.

— Мустафа, спасибо Вам большое за интересную беседу. Мы Вам желаем удачи в творчестве и на концерте в Баку.

— Спасибо!

Фотографии предоставлены Мустафой Мехмандаровым

Рустам Гасымов

Yenicag.Ru - www.yenicag.ru

× При полном или частичном использовании аналитики, интервью или новостей OOO "Yeni Chagh Azerbaijan" активная гиперссылка на главную страницу www.yenicag.ru обязательна.

Что думаете?
Друзя
Похожие Новости

    "Подпишитесь на наш бюллетень новостей и получайте регулярно на свой электронный адрес самые интересные статьи нашего сайта."